|
Что делать со святыньками?
- Здравствуйте батюшка. Очень интересный вопрос: Сокровища из поездок и паломничеств.
- Знаете, вопрос наверно очень злободневный и опять же несмотря на совершенно кажется такую простоту, но иногда даже не знаешь как ответить на этот вопрос в том плане, что среди церковных людей, даже среди священников есть очень разное отношение к такому роду вещам, таким "святынькам". Люди посещая святые места, чего только не везут! Святой песок, святые камни, елей, святая вода, и это в лучшем случае. Здесь хоть есть какое-то применение. Елеем можно помазать чело, как это совершается за богослужением, святой водой можно покропится или попить ее, если она пригодна для питья. А всякого рода вещи как цветочки, перышки, песочек и прочее, люди не знают как их практически применить. И каких вещей только не придумывают. Я слышал один человек считал благочестивым обычаем привозить из одного монастыря засушенные цветы и считал что их надо добавлять в чай и это будет являться некой мерой освящения. конечно с этим сложно согласиться, потому что традиции такой в Церкви нет. И такое отношение отдает какой-то неестественностью.
Ну а если мы говорим о том на что ориентироваться, то здесь все достаточно просто. Что человек беря те или иные святыни, должен думать как он этим сможет воспользоваться. Когда человек начинает думать, он начинает понимать что иногда лучше воздержаться от привоза той или иной святыньки, чем потом привезти, и не понимать что вообще с ней делать, и куда применить. Если с бытовыми вещами это понятно, например купил, понял что не нужна, можно подарить или выкинуть. А здесь получается привозя засушенные цветочки или святой песок, человек понимает что вещь хотя бы как то относится к Церкви и ее неправильно выкинуть в помойное ведро, но что с ней делать, он подчас не знает.
Действительно, человек должен учиться такому христианскому трезвению, в отношении к такому роду святынькам. То есть когда человек берет и понимает что он с этим будет делать. Например люди едут в Серафимо- Девеевский монастырь и привозят "сухарики" в память о батюшке Серафиме, мы знаем из жития что был такой обычай, когда о. Серафим угощал паломников сухарями. Ну здесь хоть понятно, человек привез "сухарики" поел, или кого то угостил и это понятно. Но когда человек привозит пол ведра какого то песка и начинает предлагать его своим сомолитвенникам в храме, то это выглядит очень нелепо. И люди от этого шарахаются не потому что они не рады, что на них обратили внимание, а человек понимает: что мне с этим песком мне делать? Может быть это и неплохо, но зачем этим запасаться, это наверно не очень правильно.
Поэтому, чтобы избежать разного рода искушений и сомнений, что с ними потом делать, наверно правильней всего не брать то, чего ты не знаешь как применить, потому что когда человек привозит ладен, то его можно использовать за богослужением, святая вода или вино для евхаристии или еще что то, это все понятно и хорошо. Когда люди привозят камни, землю, какие то веточки, цветочки, возникает недоумение что с этим теперь делать. Понятно что в церковной практике такие вещи не должны выбрасываться, что их утилизируют путем сжигания в "не попираемом" месте. При каждом храме есть специальные печки, где могут сжигать огарочки от свечей, старые платы и облачения и т. д. Но лучше если человек сможет трезвенно отнестись с самого начала. Как бы мне не нравился этот засушенный цветочек от мощей или от плащаницы, но я его брать не буду, потому что я понимаю: не эта вещь соединяет меня с Богом.
Человек поехал в монастырь, помолился, причастился, и он сам по сути приезжает как нерукотворное сокровище. Нося тот опыт веры и молитвы, общения с братией. И вы знаете, этого вполне достаточно. Человек может приобрести какую-нибудь икону или книгу, которую он будет читать, это конечно очень хорошо. Но когда человек привозит непонятно что и потом мучается, что с этим делать, здесь можно чсказать, что человек поступил ошибочно и не рассудительно. И я бы очень советовал прихожанам и вообще верующим людям, не брать то, в чем они не видят смысл. Чтобы наша вера была не только искренней, но еще красивой и мудрой. Чтобы человек понимал, что он делает во имя Божие, и что бы его вера была не поводом для насмешек, а чтобы, действительно, была украшением Церкви, украшением православной традиции, где мы видим очень много примеров вечного и красивого. Спасибо.
ВСЕ ВОПРОСЫ
|