|
Почему нельзя веровать и не посещать храм?
- Батюшка, вот еще вопрос. Почему нельзя веровать во Христа, и при этом не посещать церковь?
- Здесь действительно такой вопрос, очень востребованный сейчас, потому что сейчас очень многие люди, не то что так думают, а вот так ощущают жизнь, что вера это такое личное, что совершенно не должно соотноситься с внешними какими-то действиями. Я помню, был такой случай, когда на вопрос "А верите ли вы в Бога?" человек ответил так: "Я верю в Бога, но не в попов". То есть этот ответ действительно был очень показательным. Человек действительно так ощущает жизнь. Вера - это вера. Это мое личное, где-то глубоко в душе, но а Церковь это какой-то ненужный антураж, это лишняя надстройка, которая совершенно для меня необязательна, и вообще даже не понятна. Но вот здесь, размышляя на эту тему, конечно, мы не можем сказать что все люди которые не ходят в церковь, они неверующие. Мы вполне понимаем что человек может не ходить в церковь, но при этом действительно иметь какие-то мистические переживания Бога, иметь какой-то опыт молитвы, иногда может быть даже чтения Священного писания и т.д. Но здесь вопрос стоит в том, что человек сам ждет от своей веры.
Например, у апостола Павла, в одном из посланий, есть такой призыв к христианам, что бы они возрастали из веры в веру. То есть чтобы человек свою веру совершенствовал, развивал. Потому что понятие веры, это так-же как понятие знания, понятия любви, это ни что-то статичное, это не просто что-то такое как вещь, которую можно иметь или не иметь. Но вера, как и знания, так же как и любовь, это нечто живое. То что существует в разной мере, как в низкой, так и в высокой. И когда человеку предлагается развивать свою веру, это не значит что мы как-то не доверяем его вере. У меня был такой случай, когда пришла одна женщина крестить ребенка, я ей сказал что мы с "улицы" не крестим, что надо на эту тему будет с Вами пообщаться, и не раз. Чтобы вы это сделали не формально, а действительно это событие стало осмысленным, радостным, плодотворным для вашей семьи, для вашего ребенка. Она сказала так: "А Вы что сомневаетесь что я в Бога верю?". И я ей сказал: "Ну конечно же нет, я не сомневаюсь. Я понимаю, что если бы вы не верили в Бога Вы бы сюда и не пришли вообще". Но задача Церкви не быть просто каким-то индикатором веры, задача священника не в том чтобы даже как-то определить эту меру "кто насколько верит". А задача Церкви и священника, как служителя Церкви - помочь человеку придать своей вере некую стройность, некую культурную форму.
Чтоб эта вера, из веры естественной, хаотичной, беспорядочной стала осмысленной, логичной, стройной и красивой. Можно привести пример, как знания требуют развития, окультуривания. Например взять нашего земляка Михаила Васильевича Ломоносова, который прошел очень непростой путь к учености. Который от природы был бесспорно очень талантливым человеком, но если бы Ломоносов не двинулся из Холмогор в Петербург, он бы остался архангельским мужиком. Я думаю что тут сложно с этим не согласиться. При всей своей природной одаренности, при всем своем потенциале, который в нем присутствовал, он бы мало чего добился. Ну и точно он не стал бы тем мировым светилом, каким он стал в результате этого пути, поиска и труда в своей жизни. Нечто подобное происходит и в вере. Как в институт человек поступает не потому что он глуп, и не потому что он совершенно бездарен. Он поступает туда, чтобы эта природная талантливость получила восполнение, чтоб она получила стройность и системность. Так и в Церковь человек приходит, не для того чтоб провериться на наличие веры, а для того чтобы эту веру восполнить, что бы ее сформировать из хаотичного и беспорядочного в нечто логичное и стройное. И вот именно в этом смысле мы можем говорить о месте Церкви в жизни человека. И здесь даже вопрос не в том чтобы просто ходить в церковь, а в том что человек должен жить церковно. Он должен свой опыт веры переосмыслить в свете христианской культуры и традиции. И человек, который встает на этот путь действительно найдет много полезного и интересного для себя.
Он увидит, что место Церкви это не просто надеть какой-то темный мешок на его голову и подчинить каким-то абсурдным и архаичным принципам, а то что приход в церковь, участие в традиции, опыте Церкви станет стимулом для раскрытия его природной веры в желаемой красоте, желаемом порядке, в желаемой стройности. Чтобы человек воспитав свою веру в лоне Церкви он стал не наивно верующим простачком, а действительно верующим человеком с большой буквы. Человеком который верует не в абы что, а человек который может понимать свою веру, может ее ценить, может ее любить. И действительно иметь как святыню, как светильник, который будет озарять не только его жизнь, но будет светом и для окружающих его людей. Спасибо.
ВСЕ ВОПРОСЫ
|