Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Евгений Горячев. Беседа 9. Заповедь шестая: Не убивай


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239914

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/qSh1qX4Dfjk

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/09_Evgeny_Goryachev_katehizis.mp3


Здравствуйте уважаемые радиослушатели, добрый вечер дорогие братья и сестры. У микрофона протоиерей Евгений Горячев, настоятель Благовещенского собора г. Шлиссельбурга. Представляю вашему вниманию очередную беседу из цикла катихизации в её истории современности.Напоминаю, что мы пытаемся предложить возможные методики для вхождения в церковь современного человека, желающего соединиться с ней посредством Крещения. Ивсе предыдущие беседы были построены по оригинальному принципу истолкованию слов Спасителя: «Я есть путь, истинная жизнь» в применении катехизической методологии. Я говорил о том, что эти практики могут быть разные. И преимущество за длительным оглашением, но если это невозможно предложить по тем или иным причинам, все-таки отказываться от оглашения как такового, на мой взгляд, ошибочно. И в каких-то срезах даже преступно, потому, чтолюди будут получать благодать Таинства, будут входить в церковь, но, к сожалению, не в качестве полноправных членов, а если можно так выразиться, в качестве гвоздей, которые входят в тело Христово, соединены с ним, причиняют ему боль. И вместе с тем, не претендуют на то, чтобы преобразиться, стать не болью, а благодатной частью.

И вот мы с вами обсуждали темы восприятия церковные морали, разговаривали о необходимости восприятия этой морали, не просто в контексте общей, человеческой этики, а той морали, обоснования которой в религии, потому что мораль без религии немногого стоит. Достаточно посмотреть на прошлое нашей страны, когда добропорядочное, целомудренное, достаточно моральное общество, очень гордилось тем, что оно такое. Норезко поменяло знаки после того, как всего лишь сменились государственная идеология. От нашего хвалёного радушия, глубины, умение просидеть за кухонным столом с полузнакомыми людьми до первых петухов, все это куда-то улетучилась и корысть, меркантильность пришли на смену вот этой самой советской, не на религиозных основах, стоящей морали. Вот это отвлечение только для того, чтобы вас вернуть дорогие радиослушатели к тем темам, которые у нас звучали, а именно к теме заповедей.

Последний раз мы говорили о тех императивах Синайского законодательства Ветхозаветных заповедей, конечно же не устарели и для христиан, которые приходят на смену чисто религиозным постулатам, потому что первые четыре заповеди, они как раз таки возвещают религиозные основания христианской и Ветхозаветной этики. А после этого мы перешли к самой этой этике и поговорили с вами о заповеди почитания родителей. В связи с этим, мы рассуждали о религиозном преодолении конфликта между поколениями, которые, конечно же, есть. А сегодня мы затронем, не менее важную я даже бы сказал так - очень болезненную тему человеческой истории, тему насильственной смерти, потому что шестая заповедь декалога говорит:

«Не убивай»

И хотя разные традиции, я напоминаю, что декалог является священной религиозной и нравственной дисциплиной не только для христиан, но и для иудеев. Хотя разные концепции предусматривают различные толкования на эту заповедь. Ииудеи, не разделяющие, Новозаветного благовестия, в частности о любви к врагам, возвещённую Христом, как Новозаветное Откровение, говорят о том, что эта заповедь должна быть интерпретирована следующим образом:

«Не совершай преступления убийства»

Следовательно, не всякое убийство можно считать таковым, и в некоторых случаях оно даже оправдано. Но, мы все-таки начнём с той максимы, которая видится нам, как христианам правомочной, вследствие того, что об этом сказал Христос. Потому что,Христос для нас доминанта и нашей веры, и нашей жизни. И я хотел бы сказать о том, что изначально ещё у истоков мироздания, у истоков появившегося человечества, тема греха вошедшего в ткань этого мира через грех убийства, вызывает боль Отца Небесного и справедливую реакцию на носителя этого греха. Я напоминаю, что первое убийство происходит на заре человечества и связано с двумя всем известным вам именами Каина и Авеля. Каин убивает Авеля, причем, убивает после предупреждения о том, что он мог бы господствовать над своим грехом. Вот, Бог говорит ему о том, что перед дверями его сердца лежит грех, но он может господствовать над ним. Но, тем не менее,Каин выбирает своеволие. Вот, это тоже знаменательно, потому, что свобода предполагает реализацию ее, даже если мы понимаем, что эта реализация не принесет нам ничего хорошего. Ведь, казалось бы, для человека, вошедшего в прямой контакт с Богом, предостережение, какая-то упреждающая нотация, должна бы послужить таким одёргивающим стимулом. Но, так уж устроен человек, что может быть и прав Киркегор, когда предлагал аналогию, следующего рода, поясняющего ситуацию с человеческой свободой. «Если слуга принесёт лучше вино, когда как я попросил воду, я выгоню его или изобью, потому что настоящее удовольствие не в том, чтобы питьлучшее вино, а в том, чтобы поступать по-своему».

И будучи сыном протестантского священника, Киркегор, конечно рассуждает вполне в библейских категориях. Потому что слуга - это Бог, который стоит перед дверями человеческого сердца, тихо стучит в надежде, что человек откроет. И в этом смысле он действительно всегда предлагает человеку лучшее. Но мы предпочитаем поступать по своему, мы сами себе выбираем и песни, и судьбы, и горе, тому, кто одёрнет не вовремя нас. Поэтому вот, это как бы вечная тема. Она действительно практически, как трагедия осуществилась на заре человеческой истории. И вот, я хотел бы обратить внимание ваше, на те моменты, которые может быть ускользают от нашего внимания при поверхностном чтении библейского текста. Что говорит Бог Каину, после того как преступление совершилось?

«Что ты сделал? Где твой брат?»

«Разве я сторож брату моему?»

И тогда Бог уже напрямую обличает преступника, говоря ему:

«Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли»

И что обычно ускользает от нашего внимания? Оригинальный текст. Ничегоне поделаешь, Библия создана на древнем иврите, позднее на арамейском языке. И конечно переводы, это всегда калька, которую,уворовывают у оригинала, какую-то часть смысла, потому что,если братьеврейскую филологическую лингвистическую конву, то эта фраза должна быть переведена несколько иначе. Голос крови брата твоего на иврите - "коль дмель ахиха". Вот, буквально - голос кровей брата твоего. Ну, что это меняет? На самом деле меня это очень многое. Смерть Авеля это одновременно и смерть всех его,ещё не рождённых потомков, голос кровей брата твоего. Поэтому, кровь выступает здесь в качестве вещественного знака, указывающего на метафизическое единство человеческого рода. Убийствоодной личности вместе с очевидным самостоятельным уродством этого преступного акта, ведёт к гораздо больше неочевидной трагедии - разрушению потенциальной гармонии будущего человеческого многообразия. Можно предположить, что именно поэтому в культурном сценарии некоторых народов память о невидимой моральной черте, пролегающей в сердцах людей, выясняющих свои отношения с помощью силы, закрепилось выражение: «драться до первой крови». Если противоборство даже между двумя братьями неизбежно, то братоубийство необходимо всячески избегать. Втом числе и через ограничения агрессии не писаным правилам останавливать поединок, после появления крови. И вот эта, как бы архетипическая библейская первооснова, спустя столетия уже в момент получения, богоизбранным народом, Синайского законодательства, закреплена в шестой заповедью декалога:

«Не убивай»

Но как христиане, мы понимаем, что с одной стороны мы должны понять, откуда в человеческой истории, даже в религиозном срезе столько убийств, а с другой стороны понять, что значит для нас Новозаветное Откровение, потому, чтобольшая часть не церковных людей, услышав эту заповедь, облегчённо вздыхает. Почему? Дескать, уж в этом-то мы не согрешили. И действительно, людей, которые в наше время связаны с постоянной возможностью пролития чьей-то крови не так уж и много. Ещё меньше среди них тех, кто её уже пролил. Но если посмотреть на дело серьёзнее, посмотреть глазами Христа, то мы увидим, что это заповедь обличает почти что каждого. И вот Евангельское Откровение говорит нам следующее:

«Вы слышали, что сказано древним? Не убивай. Кто же убьет - подлежитсуду. Ая говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».

То есть, Христос нам говорит о том, что не только преступление, как проступок, как совершенный акт, как действие, нои мотив, который,может быть, не выразился в этом действии, подлежит суду. Иэто действительно про нас. Посмотрите, сколько часто, не имея возможности отомстить своим обидчикам публично, просто потому, что у них власти, или силы больше, мы в душах своих гневаемся, ненавидимы, тем сильнее, чем больше оскорбления мы претерпели. Нередко дело доходит до мысленного убийство. О том, как это происходит, чаще всего, сказал русский религиозный философ Владимир Соловьев. Я его процитирую: « При живом воображении и малой духовной опытности, развитие злого помысла совершается очень быстро. Так, например, у вас явилась мысль о враждебном вам человеке, сопровождаемое хотя бы слабым чувством обиды, негодования или гнева. Если вы сейчас же не отгоните её, то воображение покорное дурной страсти, разом создаст живую картину. Вот вы уже встретились с неприятным лицом и поставили его в неловкое положение. Вся его негодность облечена, у вас является желание великодушия, норазгоревшаяся уже страсть превозмогает, однако, вы ещё держитесь в границахблаговоспитанности. Слагаются тонко язвительные речи, но скоро они становятся более язвительными, чем тонкими. Раздаются оскорбления словом, потом оскорбления действием. Дьявольски сильным кулаком наносите вы победоносные удары. Злодей опрокинут, злодей убит. И вы каннибальски пляшите на его трупе. Дальше уже идти некуда и приходится только креститься и отплевываться» - конец цитаты. И этодействительно очень тонко подмечено, потому, что обиды, которые мы претерпеваем от ближних в разные ситуации, они не исчезают сразу же. Только совершенный человек может смотреть на обидчика глазами Бога. И все мы испытывали это чувство, причём интересно, что, вот, этот самый культурный сценарий, о которомя уже упомянул, предполагает разную реакцию на возникший помысел. Все мы слышали про японские комнаты для подчинённых в больших фирмах. Гдечеловек может, обидевшись на начальника с тем, чтобы помысел не ушёл в подсознание, сразу же разрядится. Это выражается в том, что зайдя в комнату, он подходит к манекену, который или образно или реально похож на начальника. Берёт бейсбольную биту и колотит этот манекен до тех пор, покане происходит успокоения. О чём это говорит? Это говорит только о том, что если бы у этого человека была бы реальная власть, законное обоснование его желания. То есть, он был бы не подсуден, жил бы в обществе, гдеправо силы, железного кулака все решает, то тогда конечно от его обидчика ничего не осталось бы. Итолько закон и страх сдерживает человека от совершения преступления. НоХристос говорит, если ты способен на такое в мыслях или даже вот так разряжаешься, как это делают представители других цивилизаций, то значит ты готов на это и в реальности, в мыслях своих ты уже расправился, ты уже убил. И тут возникает вопрос, акак человек должен отреагировать на негодность ближнего своего? Ну, вот представьте ситуацию. Сконструируем ее, исходя из нашей российской реальности. Допустим, вы поздно вечером возвращаетесь домой в метро. Вот, полупустой вагон, вы сидите. И вдруг некто, подвыпивший, агрессивный проходит мимо вас, наступаетвам на ногу или даже задирает вас. Ну, по поговорке, почему шляпа не зелёная, или почему без галстука? Как себя поведёт человек? На самом деле реакция очень разная у всех людей. Тот, кто чувствует свою собственную силу, он может быть даже и вступит в конфликт, чего и нужно обидчику. Тот, кто понимает, что сил у него нет, и связываться с хулиганом бесполезно - он сделает вид, что не заметил этой обиды. Но опять-такив мыслях, наверное, изничтожит его. Вот, кто-томожет быть, продвинувшийся духовно дальше скажет: » ну, наверное, что-то в моём облике, в моём поведении было такого, что привлекло агрессию этого человека. Сам виноват. Вот надо лучше выглядеть, смиреннее себя вести». Вот, а кто-то подумает, уже исходя из своей религиозной христианской совести о том, что: « может быть я и не виноват, нопо отношению к этому человеку, я должен исполнить заповедь Христову

«Тебя ударили по правой щеке, подставь левую».

И вот, в связи с этой достаточно сложной максимой - аскетической, нравственной, я хотел бы предложить вам следующее рассуждение. Конечно, можно это и в буквальном смысле совершить. И многочисленные заповеди, они так и осуществлялись христианами в истории. Ну,вспомните например Толстого, сегодня мы ещё будем к его творчеству возвращаться. Отец Сергий. « Если глаз твой соблазняет - вырвиего, если рука тебя соблазняет - отсеки её». Напоминаю, что отец Сергей отсекает себе палец, с тем, чтобы преодолетьплотской соблазн по отношению к искушающей его женщине. Вот,и нельзя сказать, что христиане отказываются от буквального прочтения любой заповеди. Конечно, у них есть не только буквальная интерпретация. Ещё Иоанн Златоуст говорит: » Ну,начнёшь сечь себе руки, вырывать глаза, ачто делать с мыслями?» Мысли то ведь остаются и у человека абсолютно скованного в своих действиях. Ну, вот помните? Кажется в стихотворении «Моя молитва», Козлов, который к концу жизни был полностью парализован, ослеп, он написал следующее: « Но в мрачном горестном уделе, хоть я без ног и без очей, ещё горит в убогом теле пожар, пылающих страстей». То есть, он свидетельствует о том, что хотя тело отказывается ему служить, в его душе происходит всё таже страстная жизнь, все та же буря, преодолевать которую необходимо. Нов некоторых случаях реальное, буквально исполнение заповеди очень даже помогает. Вотэто когда мы от этого рассуждения переходим к конкретному примеру - подставление одной щеки вместо другой, по которой ударили, вызываету нас масса вопросов. Что это означает?

«Человек наступил мне на ногу, ая предлагаю ему вторую? И говорю, дави дальше? Он срывается с меня шарф, ая говорю - возьмии кошелёк?»

Вот думаю, что все-таки иногда такая простота хуже воровства. Потому что,это будет поощрять хулиганов. Ночто имеется ввиду? Мне кажется, речь идёт о том, что мы должны остановить зло на себе. Нов психологии это называется эффектом мягкой стены. Вот выбросаете теннисный или какой-то другой резиновый предмет в стенуи он отскакивает. Причем иногда резина устроена таким образом, чтоотскакивает ещё сильнее. Вот, аесли вы эту стену сделали мягкой, не важно, ватой её обили, или мат спортивный привалили к ней, то тогда, резиновые предмет, любой другой, который способен отскочить, ударяясь об этумягкость, он не пружинит, как бы поглощается этим предметом и падает. Вот,и поэтому, когда мы говорим о том, что необходимо остановить зло на себе, это означает, что человек в тот момент, когда он испытывает агрессию со стороны ближнего, проделывает над собой какую-то внутреннюю работу. С чем это работа связана? С обычным рассуждением, « я не виноват, этот человек хулиган. Его поведение по отношению ко мне жестоко, несправедливо, но,это происходит по одной простой причине, Бог зачем-то человека в мою жизнь и смотрит, как я отреагирую. И я могу отреагировать по-разному». Я приводил примеры не религиозной реакции, а религиозная реакция,она связана с тем, что человек задает себе вопрос: « да, я не виноват, но может быть, Бог смотрит, как я себя поведу? Аповести я себя должен так, чтобысвоим поведением заявить о своём христианстве, и самому себе и этому человеку. И в то же время, может быть, искупить какую-то часть своей вины, не по отношению к этому человеку, а по отношению к Богу, складывающуюся из других своих поступков, из другой своей жизни? Я напоминаю вам поразительный эпизод Библейской истории,когда Давид, изгнанный из города собственным сыном Авессаломом, отказывается остановить хулителя его царского достоинства. Нектоидёт и ругает его, начем свет стоит и слуги воинственные люди, ушедшие с Давидом,говорят: « Господин, позволь мы снимем с этого пса голову». И тогда Давид возражает: « Что вам до меняи до этой ситуации?» и называет этих людей по имени - дети Саруи. «Может быть, Бог призрит на моё смирение?», то есть он видит мое смирение. Ну, а о том, в чём суть этого смирения, я думаю, мы продолжим с вами в следующей передаче.

Благодарю за внимание. У микрофона был протоиерей Евгений Горячев. До свидания.



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar