Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Глебов. Беседа 7. Религиозная политика партии Израиля ко времени пришествия Спасителя


Ссылка на беседу в VK: https://youtu.be/FJryWqJO-Q4

Ссылка на беседу в YouTube: https://vk.com/video-10389091_456239961

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/07_Aleksandr_Glebov_istoriya.mp3


Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодня мы продолжим разговор о положении иудеев в Римской империи. Иудея была оккупирована и обращена в Римскую провинцию за 63 года до Рождества Христова. И, казалось бы, что сам этот факт - оккупации страны иностранными войсками, должен был бы сплотить и объединить еврейский народ. Он должен был положить конец их внутренним разногласиям, смутам, дабы они накопили силы и единым фронтом выступили против агрессора. Но ничего этого не произошло. Иудейское общество было разделено, и разделено оно было, как это не современно звучит, по партийной принадлежности. Правда, партии были в первую очередь религиозные, но в контексте этой сложной исторической обстановки каждая из партий имела и политическую окраску, свой взгляд на то, что можно противопоставить влиянию и господству Рима.

Уже не раз цитируемый мной иудейский историк Иосиф Флавий, который жил в конце I-го века после Рождества Христова, в своей известной работе "Иудейские войны" рассказывает о трех основных партиях иудеев в Палестине. Он пишет: "Иудейская философия имеет три формы: последователи первой школы называются фарисеями, второй - саддукеями, а третья секта, считающаяся более дисциплинированной - это ессеи". Также Иосиф Флавий упоминает четвертую группу - они называются зелоты, но поскольку он не включает их в число религиозных партий, то значит они являли собой род какого-то свободного объединения. Все эти группы получили своё начало после восстания Маккавеев. Разумеется, не все иудеи принадлежали к одной из этих партий. Каждая из них была не такой уж многочисленной, но каждая из партий пользовалась поддержкой какой-то группы населения. Каждый иудей считал себя, как бы мы сегодня сказали, "болеющим" за одну из них, разделяющим взгляды. И вот, в Новом Завете, мы встречаемся с саддукеями, фарисеями и зелотами.

Кто такие были саддукеи? Саддукеи часто упоминаются вместе с фарисеями, но между ними не было ничего общего - они на всё имели противоположное мнение и противоположные взгляды. Что до названия партии - «саддукеев», то точное происхождение его не установлено, но возможны три варианта. Первое, это то что название саддукеев происходит от имени Садока, а Садок - это знаменитый священник во времена Давида и Соломона, действительно его потомки длительное время играли значительную роль в священнической среде. У пророка Иезекиля именно они, потомки Садока, считаются единственными законными священниками, и, конечно, такая этимология в значительной мере помогает понять, что представляли собой саддукеи: когда приблизительно в 200-м году до Рождества Христова в еврейском государстве начался процесс образования партий, то название "саддукеи" было присвоено партии священнического сословия. Но, конечно, нельзя из этого сделать вывод, что все священники принадлежали к партии саддукеев. Во времена Христа многие простые священники принадлежали к партии фарисеев, это вообще были беспартийные, а саддукеи - это в первую очередь высшее духовенство. Также к саддукеям относилась военная аристократия, земельная аристократия Израиля, большинство светских аристократических фамилий поддерживало саддукеев. Но, в первую очередь, саддукеи ассоциировались с высшими иерархами, с духовенством, со священством именно как с социальным институтом. Таково первое значение саддукеев.

Второе - это то, что саддукеи получили свое название от еврейского "садак", что значит "праведный". Ну и третье - от греческого "синдики", что значит "член судебной коллегии". Это, кстати, тоже имеет подтверждение, потому что высший иудейский Совет семидесяти, Синедрион, о котором мы говорили на прошлой беседе, он как раз и состоял, в основном, из саддукеев. Именно саддукеи настаивали перед Пилатом на смертном приговоре Христу.

Какова была религиозная позиция саддукеев? Она была консервативной. Почему? Они отвергали предания и считали, что единственным авторитетом обладает только учение, представленное в Пятикнижие, то есть только Тора, только первые пять книг, которые приписаны Моисею. Они цеплялись за букву закона, они отказывались от каких бы то ни было модификаций его понимания. Саддукеи отрицали бессмертие души, воскресение тел, реальность ангельского мира, потому что об этом ничего не говорится в Пятикнижие Моисея. Ко времени Христа саддукеи не пользовались поддержкой народа. Прежде всего это было обусловлено излишней склонностью к аристократической обособленности, ведь священство представляло собой замкнутую корпорацию. Рожденный вне священнической среды никогда не мог стать священником, только сын священника, только его потомок мог быть священником. Самой священнической аристократии не удалось повлиять, не удалось взять под контроль путь духовного развития нации, а союз со светской знатью только ухудшил ситуацию. Пути народа и саддукеев стали расходиться.

Также с другой стороны, в политическом отношении, саддукеи также оказались скомпрометированы. Переплетение Церкви и государства неизбежно влекло за собой постоянное участие саддукеев в политике, а завоевание Палестины римлянами привело к тому, что саддукеи утратили всякую ответственность за какие-либо значительные события в жизни Израиля, ведь даже если они, теоретически, и верили в приход Мессии, то эта вера ничего общего не имела с какими-то политическими протестами или выступлениями. Они понимали, что это доставило бы им неприятности в отношениях с римлянами. Вследствие всего этого партия саддукеев утратила право на лидерство, и привлекала главным образом тех, кто заботился о своем благополучии и о сохранении существующего положения дел, но уж никак о Царствии Божьем.

Поэтому и понятно, почему во время своего земного служения Христос почти никак не соприкасался с саддукеями. Он общался среди простого народа, что и породило его конфликт с фарисеями, которые были народной партией, а первосвященники-саддукеи предприняли против него решительные действия уже тогда, когда возросшая популярность Спасителя стала угрожать общественному спокойствию в Иерусалиме, она могла поколебать их привилегированное положение и вызвать проблемы в отношениях с римлянами. Каиафа опасался, что возбуждение, в которое приходит толпа под влиянием проповеди Христа, может не понравиться римлянам. И именно с подачи первосвященника Каиафы принимается решение устранить Христа, при этом Каиафа выдвинул аргумент, в котором Иоанн Богослов увидел скрытое пророчество. Он говорил: "Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб". Но, Каиафа, конечно, говорил не об искуплении Христом рода человеческого, что, вот, он умирает за всех людей. Он имел ввиду то, что воскрешение Лазаря, и последующий, небывало торжественный вход Господа в Иерусалим, когда Его встречали как Царя, конечно всё это привлекло внимание римлян, и в этом случае лучше отдать им на расправу Христа, как самозванца, чем всему народу подвергнуться репрессиям за то, что они воздают ему царские почести. Ведь царские почести положено воздавать только Кесарю, Римскому Императору, а здесь народ кричит Христу: "Осанна в Вышних!", встречает Его как Царя. Для римлян это очевидный призыв к восстанию, и поэтому Каиафа предлагает: давайте убьем Христа, и конфликт с римскими властями будет исчерпан. Как бы лучше уж пусть тогда один умрет, чем придут римляне и устроят расправу над всем народом.

Конечно, фарисеи вряд ли бы пошли на такое злодеяние, на такой явный грех, как убийство Христа. Ведь они были людьми действительно верующими, они дорожили соблюдением нравственных заповедей, в отличии от циников саддукеев. Помимо лжесвидетельства, ведь Христа надо было оболгать, а это был грех, тяжкий грех, но не менее тяжким грехом было предание иудея в руки языческих властей, ведь они отдали Христа, иудея, пусть и с их точки зрения, заблуждавшегося иудея, в руки язычнику Пилату. Будучи партией, неразрывно связанной с Иерусалимским храмом и жертвенным культом саддукеи получили, по сути, смертельный удар в результате трагических событий 70-го года, когда Иерусалим и храм был разрушен. Их осталось очень немного, и в VIII веке после Рождества Христова они слились с движением караимов. Вот это, собственно, всё, что можно сказать о саддукеях.

Вторая партия - фарисеи. Фарисеи были куда более значительной группой, во времена Христа их насчитывалось около 6-ти тысяч. Многие из них были профессиональными знатоками Ветхого Завета, другие имели обыкновенные занятия. Само название "фарисеи" означает "отделённые, отдельные". Этим названием фарисеи показывали, что считают себя тем святым народом, отделенным от всего остального нечистого, языческого и грешного мира. Они считали себя тем народом, с которым Бог заключил Завет. По своему генеалогическому и социальному происхождению они относились к разным слоям населения, но свою идейную, духовную предысторию они вели от знаменитых хасидов, которые противостояли эллинизации иудаизма во времена гонений Антиоха IV-го Эпифана. Но они потом выделились в самостоятельное движение, когда стало очевидно, что смешение с языческими и светскими тенденциями Маккавейского государства и священнической аристократии, тех самых саддукеев, всё это представляет опасность для национального характера иудейского народа.

У фарисеев была организация с большим количеством местных отделений. В каждой группе были руководители, был свой устав, группы существовали в большинстве городов и населенных пунктов Палестины. В религиозном отношении фарисеи были самыми уважаемыми людьми в Евангельские времена. Саддукеи их очень не любили, так как их вера и практика включала вещи, которые не допускали буквального понимания закона Моисеева, но большинство населения относились к фарисеям с великим почтением. Основной упрек со стороны саддукеев состоял в том, что фарисеи скопили кучу правил и заповедей при истолковании ветхозаветного закона. Да, фарисеи смотрели на Ветхий Завет как на высшее руководство в жизни и вере, но они считали, что его нельзя буквально применять в жизни того общества, в котором они жили. Чтобы быть приемлемым, Ветхий Завет должен быть правильно истолкован. Например, одна из десяти заповедей требует помнить день субботний. А что это значит - помнить день субботний? Как это его помнить? Что можно делать, что нельзя делать, что нужно делать? У фарисеев имелся список ответ на подобные вопросы. Одно из их писаний открывается изречением: "Делай ограду закона". Это означает, цитирую, "..защищай его, окружай его предостерегающими правилами для поведения, как предупреждающими знаками, чтобы остановить людей, прежде чем они проникнут внутрь, разрушая дистанцию  от самого Богодарованного закона..". Конечно,такое намерение само по себе похвально, но, в конце концов, оно привело фарисеев к нагромождению абсурдных правил, так что закон стал скорее камнем на шее, чем Божьим даром. А для неверующих большинство этих правил казались просто нелепостью. Например, портной не имел права выносить из дома иглу в пятницу, чтобы суббота случайно не застала его с иглой в кармане. Иудей имел право в субботу пройти не более двух тысяч локтей, это расстояние между Израилем и Ковчегом Завета при вступлении в Ханаан, которое стало известно как субботний путь, упоминаемый в Евангелие.

Несмотря на абсурдность множества подобных правил нет сомнений в том, что многие фарисеи и в самом деле их соблюдали. Мы с Вами помним притчу о мытаре и фарисее, когда фарисей перечисляет свои добродетели. Но ведь он же действительно это всё соблюдал: и молился, и постился, и давал на Храм. Всё, что предписывал закон он действительно и соблюдал, Господь его не осуждает, он его конечно менее оправдывает, по сравнению с мытарем. Но его не за что было осуждать, потому что закон то он исполнял. И вот Иосиф Флавий говорит, что "..горожане относятся к ним с крайнем уважением, ибо они молятся и придерживаются высочайших моральных идей..". Но при этом сам Иосиф осуждает их как лицемеров.

Подобно многим другим религиозным деятелям до них и после них, фарисеи приравнивали подлинное знание о Боге с принадлежностью к своей партии. Быть членом партии фарисеев, с их точки зрения, было намного более важным, чем исполнение воли самого Бога. Хотя они и считали себя хранящими закон Божий, в действительности они были поглощены своими собственными нравственными достижениями. С точки зрения Христа порок фарисеев состоял в том, что для них "верить в Бога" означало "исполнять требования закона". Богословие фарисеев и их практика не оставляли места тому Богу, которого Христос проповедовал как Отца: Бога милостивого, любящего, обращенного к грешникам более, нежели к тем, кто были внешне благочестивы. Никто из фарисеев не мог повторить за Христом: "Я пришел призвать не праведных, но грешных".

В противоположность к саддукеям фарисеи представляли демократические тенденции в иудейской религии. Они не противопоставляли себя духовенству, нет но в тоже время они подчеркивали, что священники должны действовать как служители народа, а не как его хозяева. Ведь священство было кастовым, ни один человек, не сумевший представить доказательств своего происхождения из священнической семьи, не имел возможности исполнять какую либо функцию в храме. А фарисеи пытались демократизировать иудаизм, поднять народ до уровня священников, согласно заповедям Божьим, конечно, которые находятся в Торе, в Пятикнижие Моисеевом, в книге Исход, гл. 19, ст. 6, а там написано: "А вы будете у меня царством священников и народом святым". Таким образом они усвоили священство всему израильскому народу. Они распространили требование священнических омовений на весь народ. Святость храма они вносили в дом Иудея, превращая его стол в жертвенник, а хозяин исполнял обязанности священника в своем домашнем святилище, приносил жертву. Обычаи заклания в храме жертвенных животных они перенесли на практику частных лиц в своих домах. Они дали возможность людям развивать свои духовные дарования, в первую очередь в учении и проповеди.

Всё это делалось в противовес саддукеям, с их абсолютной монополией на религиозные отправления в жизни израильского народа. Но вместе с тем, фарисеи, сами того не ведая, очищали почву для христианства. Ведь первые проповедники Евангелия - апостолы - они же не состояли в иудейской иерархии. Они же не были священниками, они не были саддукеями. Однако их проповедь воспринималась. А почему воспринималась? А потому что фарисеям уже удалось приучить народ к мысли, что проповедником истинны может быть не только священник, но и мирянин.

Также фарисеи сумели сделать частью народного сознания веру в бессмертие души и воскресение тела. В отличи от саддукеев они воспринимали авторитет всего Ветхого Завета, то есть не только Торы, не только Пятикнижия, но и Псалмы, Пророки и другие Книги, к которым саддукеи относились с пренебрежением.

Да, конечно, в своем большинстве фарисеи были противниками Христа. Но, в отличии от саддукеев, среди них были случаи обращения. Например, Никодим, и судя по всему это не было единственным исключением. Именно ведь в среде фарисеев первые христиане могли встретить если не понимание, то хотя бы сдержанное и осторожное желание не навредить. Гамалиил, видный фарисейский авторитет в Синедрионе, провозгласил принцип, который в тот момент спас христиан от преследования. Он сказал: "Если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится. А если от Бога - то вы не можете разрушить его. Берегитесь, чтобы вам не оказаться Богопротивниками". Можно припомнить и то, что когда перед фарисеями встал выбор чью сторону занять в споре между христианами и саддукеями, то они выбрали христиан. Это описывается в книге Деяний, в 23-ей главе.

Фарисеи ожидали пришествия Мессии. Ожидали такого Мессию, который исправит неправду своего народа, и хотя сами они никогда не участвовали в мятеже против римлян, но они, вероятно, восхищались теми, кто это делал. Фарисеи были духовными, а не государственными деятелями. Круг их интересов охватывал Синагогу, обучение детей, миссионерскую проповедь среди язычников, поэтому не стоит удивляться, что после войны с Римом, и первой войны 70-го года, и второй, 135-го года, фарисейство стало практически синонимом иудаизма. Одна великая война, Маккавейское восстание, породила фарисейство (фарисеи появились после Маккавейского восстания), а другая война, с Римом, принесла им окончательную победу. Современный иудаизм, сегодняшний иудаизм, конечно принимая во внимания неизбежные перемены времени, по сути является тем фарисейством, которое сложилось ко II-му веку. Вот это и есть сегодняшний иудаизм.

Третья партия, упоминаемая в Евангелие - зелоты. Зелоты - это скорее не партия, это такая секта, которая была вовлечена в прямые действия против римлян. Греческое слово "зелот" по-арамейски значит "каннай", в синодальном переводе "канонит", что означает "ревнитель". Соответственно "зелот" значит "ревнитель". Эти люди, видимо, разделяли многие воззрения фарисеев, но это было такое экстремистское фарисейское крыло. Они были движимы национально-патриотическим, и религиозным фанатизмом против язычников-оккупантов, и они действовали вооруженными, вернее даже, террористическими методами. Они были убеждены, что не могут иметь другого господина, кроме Бога. И поэтому римляне должны быть изгнаны любой ценой. Согласно Иосифу Флавию их основателем был некто Иуда Галилеянин, он поднял восстание в 6-м году после Рождества Христова, примерно тогда, когда Архелай был смещен римлянами. Он также говорит, что ".. эти люди согласны во всем с фарисеями, но у них неутолимая страсть к свободе, и они убеждены, что только Бог может быть их единственным Господом, никакой страх не мог подвигнуть их присвоить этот титул кому-нибудь другому..". Зелоты продолжали свою террористическую деятельность до захвата Иерусалима в 70-м году, а может быть даже и после этого. Один из апостолов Христа называется Симоном Зелотом или Симоном Канонитом, то есть он принадлежал к этой партии. Возможно, зелотом был и Иуда Искариот. Но более типичными зелотами были такие люди как Варрава, которого толпа предпочла освободить вместо Христа. Часто зелотами называли себя бандиты, которые боролись не только с римлянами, но и с умеренными представителями своего народа. Помните Евангельский эпизод, когда Господь исцеляет слугу римского сотника? Вот за такое деяние зелоты могли убить. Ведь кому помог Христос - Он ведь помог оккупанту. Вот, наверное, всё, что можно сказать о зелотах.

Следующая партия, точнее даже секта - ессеи. Ессеи ни разу не упоминаются в книгах Нового Завета, но о них говорят несколько писателей, в частности Филон Александрийский, латинский автор Плиний, тот же Иосиф Флавий. Многие полагают, что именно ессеи написали документы, известные как "Рукописи Мертвого моря". Эти документы были обнаружены недавно, в 1947-м году, когда археологи в пещерах Кумрана, что на северо-западном берегу Мертвого моря, нашли целое собрание рукописей, как Библейской ветхозаветной, так и апокрифической, сектантской литературы. Эти открытия имели колоссальное значение не только для библиистики, но и для изучения иудейского мира междузаветной и новозаветной эпох. Ессеи были пустынниками, правда Иосиф Флавий говорит, что "..ессеи живут не в одном городе, но обитают в большом числе в каждом городе..". Он также говорит и о других, которые не вели монашеский образ жизни, а женились, правда Иосиф утверждает, что делали они это только для продолжения рода. Но в основе ессеи были пустынники. Они объединялись в общины, чем то похожие на наши монастыри, и считали цивилизацию погибающей во грехе. С одной стороны они были преданы закону Моисея, но с другой не желали иметь ничего общего ни с Иерусалимским храмом, который по их мнению был осквернен не только язычниками, но и священниками суддукеями. Они также не хотели иметь ничего общего с каким-либо иным официальным проявлением иудейской религии, в том числе и с фарисеями. Как и все сектанты ессеи ожидали судного дня истории, когда Бог утвердит свою власть над миром, когда он поразит иностранных врагов и местных еретиков, и вот тогда члены секты, не весь иудейский народ, а только они, ессеи, будут признаны как народ Божий. Они будут возвышены Богом и станут совершать богослужения в Иерусалимском храме. Чтобы быть в постоянной готовности к этим событиям, ессеи прибегали ко многим ритуальным омовениям. Всё, что они не делали, имело религиозное значение. Даже их ежедневный обед был предвкушением небесного пира, который, как они верили, состоится в конце века. Возможно с ессеями как-то соприкасался Иоанн Креститель, поскольку и его образ жизни, и проповедь, и Крещение очень похожи на религиозную практику ессеев. Об этом мы, может быть, поговорим несколько позже, когда будем говорить об Иоанне Крестителе.

Еще упоминаются в Евангелие иродиане - политическая партия среди иудеев, которая получила своё название из-за поддержки, которую они оказывали династии Ирода. Они, по-видимому, надеялись на восстановление независимого израильского государства во граве с одним из сыновей Ирода Великого. В Евангелие они упоминаются только два раза, и в обоих случаях они объединяются с фарисеями против Христа.

А вот книжники, кто были такие книжники? Книжники не представляли из себя какую-либо партию. Это были грамотные богословы, знавшие как письменную, так и устную Тору, и умевшие её правильно, в русле традиции, как говорится в Евангелие, в Преданиях старцев, истолковать. Откуда они появились? Возможно их предшественниками были вот те самые хасиды. "Хасиды" значит "благочестивые", это религиозная группа в Иудее, которая возникла в начале II-го века до Рождества Христова. Хасиды были преданы закону, и отказывались вступать в компромисс с любым проявлением эллинизации, насаждаемой в Израиле Антиохом IV-м Эпифаном. Именно из их рядов выходили мученики во времена гонений Антиоха, и именно они первыми присоединились к Маттафии, возглавившему мятеж против сирийцев. Сами они не составляли никакой политической партии, но дали толчок к возникновению партии фарисеев, возможно, ессев, а также книжникам. Книжники не были религиозной или политической партией, но в Евангелие их обычно связывают с фарисеями ("подошли к Христу книжники и фарисеи"), что означает книжников из партии фарисеев. Многие книжники были членами Синедриона, принадлежали к партии саддукеев, и, вообще, занимали видное положение в обществе. Чтобы стать книжником надо было пройти многолетний курс обучения. Книжники ведь играли роль не только богословов, но и юристов. Поскольку Моисеев закон был не только религиозным, но и гражданским законодательством для всех евреев, а иногда и уголовным кодексом, поэтому они должны были не только разбираться в религии, но и в юриспруденции. Предания старцев, живым носителем которого были книжники, не только сохранялись в незыблемой истине, но они обсуждались в спорах и часто дополнялись новыми толкованиями. Имелись различные школы, у истоков которых стояли известные учителя. Между ними могли существовать различия во мнениях по поводу толкования одного и того же места закона. Вот наиболее известные имена это Гилель и Шаммаи. Гилелю было свойственно делать больший акцент на этическом начале, чем на тщательном соблюдении ритуальных норм закона, о которых ревновал Шаммаи. Так, например, Гилель сводил главное значение закона к этике, повторяя при этом её «золотое правило»: что неприятно тебе, не делай и ближнему своему; а остальное - комментарий к этому. Мы помним, что Христос в Нагорной проповеди тоже провозгласит такое же золотое правило, очень похожее на то, что говорил Гилель. Также известен, упоминаемый в Новом Завете, Гамалиил, наставник апостола Павла.

А вот вопросы ученого иудейства того времени вызывали живой интерес у простого народа. Как толковать ту или иную заповедь, или какая из заповедей больше. Можно ли, например, разводиться; помните, подобный вопрос очень часто задавали Христу, а Он в ответ спрашивал: а как толковать такое-то место Писания? Как в Писании написано? В этом контексте выражение "исполнить закон" означало истолковать его в русле традиций, а "нарушить" или "разрушить закон" означало истолковать  неправильно. Христос говорит: «Не нарушить пришел Я (закон или пророков), но исполнить». И здесь Христос как раз говорит: Я пришел не для того, чтобы из закона  изъять, сократить, а, напротив, чтобы дополнить его. Давая своё толкование закона Христос, тем самым исполняет закон, дополняет закон. А книжники рассматривали это как нарушение, или как разрушение закона. То есть Предание старцев оно и заключалось в правильном истолковании законов, истолковании его в русле традиции. А Христос говорил совершенно иначе, поэтому, с их точки зрения, Он закон разрушал, потому что истолковывал он его совершенно иначе.

На сегодняшнем обзоре религиозных партий иудаизма, я завершаю первый раздел Библейских историй Нового Завета. На протяжении семи лекций мы с вами знакомились с тем миром, в который две тысячи лет тому назад пришел Господь. Конечно, это знакомство было достаточно краткое и схематичное, что обусловлено и форматом наших передач, и широтой аудитории,и разным уровнем подготовки радиослушателей. Но вывод из сказанного мною должен быть следующим: Христос родился в мире, искавшем своего нового самосознания. Это был мир, полный конкурирующих сект и идеологий, каждая из которых претендовала на ответ о смысле бытия. Мир, находящийся в состоянии религиозного упадка и философского разброда. В Богов всерьез верили только низшие слои общества, философия не давала удовлетворительных ответов на смысл жизни. Иудаизм был также раздираем противоречиями и партийными склоками. И даже самое тщательное и скрупулезное исполнение Моисеева закона не могло дать человеку спасения и вернуть дар, утраченный при грехопадении Благодати. Апостол Павел пишет: "Когда исполнилась полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного". Полнота времен - это означает "назначенный Богом срок". Не раньше, не позже Господь пришел на Землю. Но Он воплотился тогда, когда человечество было готово для того, чтобы принять Благую Весть. Когда для этого сложились все необходимые условия: помимо религиозного упадка сложилась благоприятная политическая обстановка для проповеди Евангелия. Мир был объединен в границах единой Империи. О чем мы и поём в Рождественской стихире, что Христос родился, когда на всей Земле было единое правление Августа. Я цитирую: "Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста. И Тебе, вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися, под единем царством мирским гради быша и во едино владычество Божества языцы вероваша". Да, начало Церкви совпало по времени с решительным моментом мировой истории - завершением создания универсальной по духу и замыслу Римской Империи. Никогда ранее, и, кстати, никогда более, дальше такие громадные территории, обнимавшие всё, что обычный человек того времени знал о цивилизованной жизни, не находились в сфере единой культуры, единой "ойкумены", как они говорили, Вселенной. За её границами были лишь дикие или, в лучшем случае, полудикие племена. Итак, Христианство, действительно явилось в мир "в полноту времен". Мир, образно говоря, созрел к принятию Евангелия. И, хотя этот мир встретил христианство враждой и гонениями, Церковь смогла эту вражду преодолеть, и мир услышал Евангельскую проповедь.

Всего вам доброго! До свидания!



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar