Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Глебов. Беседа 5. Краткий обзор истории израильского народа. Часть 2


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239959

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/DWjW2Ye5mvc

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/05_Aleksandr_Glebov_istoriya.mp3


Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодня мы продолжим разговор об основных событиях и о самых значительных личностях ветхозаветной истории. На прошлой лекции я говорил что израильтяне, под водительством Моисея, вышли из Египта, но, за исключением двух человек никто, из рожденных в рабстве, не вошел в землю обетованную. Не вошел в неё и Моисей. Но до земли обетованной мало было просто дойти - её надо было завоевать. На территории Палестины жили несколько народов: моавитяне, мадианитяне, аммонитяне, но основную часть населения Палестины составляли хананеи, или филистимляне. После смерти Моисея вождем израильского народа стал Иисус Навин. Именно он ввел евреев в землю, которую Господь обещал потомкам Авраама. Первым ханаанским городом на пути израильтян был Иерихон. Его стены считались неприступными, но Господь помогал Иисусу Навину и его армии. Стены Иерихона пали чудесным образом - не от штурма и ударов стенобитных орудий, а от звука труб. Но взятие одного города не означало завоевания всей Палестины. Еще несколько столетий шла ожесточенная борьба за обладание этой землей, и завершилась она полной победой израильтян. И победа эта была связана с именем царя Давида.

Давид жил примерно за тысячу лет до Рождества Христова, и именно он создал израильское государство, и основал Иерусалим как столицу этого государства. Конечно, Иерусалим существовал еще примерно за тысячу лет до Давида. Этот город упоминается еще в истории патриарха Авраама, когда его благословил священник Мелхиседек. Мелхиседек - личность таинственная: помимо того, что он был священником истинного Бога, не истуканов, которым все тогда поклонялись в Ханаане; он поклонялся истинному богу, богу Авраама, и был его священником, то есть служил Богу, а священническое служение заключалось в принесении жертв. Но, помимо того, что Мелхиседек был священником, он был еще и царем города Салима. В древнем мире такая практика имела распространение: когда один человек совмещал в себе функции и правителя, и священника, или верховного жреца. Нечто подобное сохранилось до сего дня в католицизме, где Папа Римский и глава государства Ватикан, и, одновременно, первосвященник всех католиков. Так вот, город Салим, царем и священником которого за 18 веков до Рождества Христова был Мелхиседек, это и есть Иерусалим. "Салим" по-еврейски "шалом", что означает "мир", значит "Иерусалим" переводится как "город мира". Хотя мира там не было почти никогда.

За Иерусалим шла постоянная борьба, его неоднократно разрушали. В средние века за обладание городом шла кровопролитная и длящаяся не одно столетие война между крестоносцами и арабами/мусульманами. Да и сегодня там нет мира: Ближний Восток является одной из так называемых горячих точек на карте сегодняшнего мира, и в эпицентре этого кризиса как раз Иерусалим. Город мира, который стал камнем преткновения, раздора и вражды между иудеями и мусульманами. Поэтому название "Иерусалим" - "город мира", следует воспринимать не как город, в котором воцарился политический мир и спокойствие, и не как "город мира" в понимании мирового центра, хотя, безусловно, религиозным мировым центром Иерусалим, конечно, является. Но в первую очередь Иерусалим - "город мира" - означает город Божьего благословения, город Божественного избрания. Помните, когда воскресший Христос является ученикам и говорит им : "Мир вам!". Это же не означало, что с этого момента в жизни апостолов начнутся безмятежные дни; наоборот, с этого времени апостолы становятся воинами Христа. И вся их дальнейшая жизнь - это война, борьба, о чем прямо говорит апостол Павел: "Наша брань не против крови и плоти". "Наша брань" - то есть наша война. Мир на языке священного писания обозначает Божье благословение. И до сегодняшнего дня священник во время богослужения, благословляя народ, именно благословляет его со словами "Мир вам!", или "Мир всем!".

Кстати, когда Авраам пришел в Салим, (или, как позднее стали называть его, Иерусалим), то, по преданию, он перезахоронил там останки первого человека - Адама, которые он принес с собой из Месопотамии. Кости Адама были погребены под холмом, который назывался Голгофа, что значит "череп", поскольку холм этот имел форму человеческого черепа и был на него очень похож. Именно на Голгофе был распят Господь, и кровь из Его ран, стекая с креста, впитывалась в землю, и обагрила собой череп Адама. Таким образом не только в духовном, метафизическом, но и в буквальном смысле искупительная жертва Христа, Его кровь, омыла грех Адама. Так что Иерусалиму приблизительно четыре тысячи лет. Но как столица еврейского государства он существует три тысячи лет, и, совсем недавно, по-моему в 1998-м году, евреи торжественно отмечали три тысячи лет своей столицы. А сам город значительно старше, примерно на тысячу лет.

Становление Иерусалима как главного иудейского города, и, вообще, создание израильской государственности, неразрывно связано с именем царя Давида. На эпоху царствования царя Давида последующие поколения всегда взирали как на золотой век Израиля: действительно, никогда до Давида, и никогда после него Израиль не был столь могущественным в политическом и военном отношении. Давид заставил считаться с Израилем весь остальной мир. Израиль был весомым игроком на арене международной политики древнего мира. До сегодняшнего дня так называемый "щит Давида" - шестиконечная звезда, входит в символику израильского государства. Но помимо политических и военных достижений Давид почитается не только иудеями, но и христианской Церковью как пророк и основатель сборника молитв, псалмов, которые в Священном Писании выделены в отдельную книгу - Псалтирь. Давид первым стал писать псалмы, и большая их часть принадлежит именно ему. А уж последующие раввины Израиля дополнили Псалтирь до 150-ти псалмов. Царь Давид, наряду с Моисеем, превратился в прототип Мессии: иудеи считали, что Мессия будет подобен царю Давиду, разобьёт всех врагов и восстановит во всем блеске царство Израиля.

Есть в Евангелие такой эпизод, когда Христос с учениками в субботу проходил через засеянные поля; и ученики, захотев есть, стали очищать зерна от шелухи и есть их. Фарисеи, усмотрев в этом движении рук апостольских, когда они ладонями очищали зерна от шелухи, некую трудовую деятельность, а значит и нарушение субботнего покоя, стали предъявлять претензии ко Христу. Тогда Господь привел им в пример царя Давида, который тоже как-то нарушил закон: вошел во святая святых скинии и съел хлебопредложение, что он не имел права делать. Этот пример, с одной стороны, должен был остудить гнев фарисеев, поскольку Давид был для них высочайший авторитет, а с другой стороны здесь Спаситель делает намёк на своё мессианское достоинство: он сравнивает себя с Давидом. Но а кто, по представлениям иудеев, может сравнить себя с Давидом? Только Христос, только Мессия, который будет Царем, подобным Давиду.

И ведь не случайно евангелист Матфей, в самом начале своего Евангелия, в родословной Христа приводит список, в котором содержится три раза по четырнадцать имен. Для нас вся эта числовая символика ничего не значит, но для иудеев, воспитанных на Ветхом Завете, и прекрасно понимающих именно не арифметическое, а символическое значение чисел и цифр в Библии, родословная Христа в Евангелии от Матфея означала куда больше, чем просто перечисление предков. Дело в том, что в еврейском языке, как и в греческом, как и в славянском, каждой букве алфавита соответствует цифра. И сумма цифр имени Давид равнялась четырнадцати. А тройка в ветхозаветной числовой символике - число превосходной, завершающей степени. Таким образом для каждого еврея было понятно, что три раза по четырнадцать - грядущий и ожидаемый ими, превосходящий в силе царя Давида лидер, который положит конец страданиям своего народа, завершит их. И таким народным лидером и должен будет стать Мессия.

Во время царствования сына царя Давида - Соломона, внешне израильское царство достигло своего апогея. Но по сути именно царь Соломон создал предпосылки для его быстрого заката. Единственное, что в религиозном смысле мы можем сказать положительное о царе Соломоне - то, что при вступлении на престол он попросил у Бога только одного - мудрости. Ни богатства, ни славы, ни побед над врагами, а ума, дабы справедливо и полезно управлять государством. И Господь одарил Соломона мудростью, а всё остальное - и слава, и богатство, и успех, сопутствовали ему. Также с именем Соломона связана постройка Иерусалимского храма, единственного в древнем мире святилища, где люди поклонялись не истуканам, а истинному Богу. Храм хотел построить еще его отец - царь Давид, но Господь запретил ему, поскольку Давид провел всю свою жизнь в боях и пролил много крови. И честь построения храма досталась его сыну - Соломону. В отличии от отца Соломон не воевал: во-первых в этом не было уже острой необходимости, ну и в силу данной ему от Бога мудрости Соломон был искусным политиком и дипломатом, и поэтому отстаивал интересы государства посредством переговоров. В мудрости, конечно, Соломон превзошел своего отца. Но, несмотря на весь блеск его царствования, ему не удалось снискать славу и авторитет своего отца - Давида. У Соломона не было главного качества Давида: у него не было незыблемой веры. Давид, еще будучи не царем, а пастухом, совсем юным, бросил вызов богатырю Голиафу, потому что он знал, что с ним Бог. И на вере Давида зиждились все его победы. Соломон получил от Бога мудрость и посчитал, что её вполне достаточно для успеха. Да, он построил храм Богу, но вместе с тем он строил в Израиле и языческие капища. И оправдывал это политической целесообразностью. Заключая союзы с сопредельными языческими государствами Соломон в качестве гарантии прочности союза брал себе в жены дочерей местных царей (такая практика существовала в древности). И для них он строил языческие храмы. Вообще, образ жизни Соломона очень отличался от образа жизни Давида. Если Давид был простым пастухом, привыкшим к скромному образу жизни, то Соломон стал подражать нравам царей Ближнего Востока: строил роскошные дворцы, содержал огромный гарем, устраивал пиры, вёл расточительный образ жизни. Всё это требовало денег, а значит повышались налоги, и внешне блестящее царство Соломона легло тяжким бременем на плечи его народа. В конечном итоге мудрость Соломона, которой он прославился, оказалась безумием. Недовольство экономическим курсом и идолопоклонством, практикуемом в Иерусалиме женами Соломона, привело к попытке восстания против деспотии Соломона одного молодого политического деятеля, которого звали Иеровоам, и которого поддерживал пророк Ахия. Замыслы Иеровоама не удались, он был вынужден бежать в Египет, но после смерти Соломона Иеровоам вернулся и был провозглашен царем большей частью еврейского народа. А сына Соломона, Ровоама, признало только одно колено Иуды. И вот так, в 922-м году до Рождества Христова, произошло разделение единого еврейского государства на два Царства: северное, со столицей в Самарии, стало называться Израильским, а южное, со столицей в Иерусалиме - Иудейским, поскольку его составляли, в основном, выходцы из колена Иуды. А все остальные колена вошли в состав Израильского Царства, которые были утрачены династией Давида в силу немудрой политики мудрейшего царя Соломона.

После распада единого государства на две части тут же вернули себе независимость вассальные Израилю государства, которые были превращены в данников завоеваниями Давида, и Израильская империя прекратила своё существование. Её политический Олимп длился менее ста лет. Израильское северное царство просуществовало где-то двести лет, и это было время постоянных военных переворотов, смены династических линий, скатывания страны к идолопоклонству. В Израиле возродилось язычество, и как говорит 4-ая Книга Царств "..и прогневался Господь сильно на израильтян, и отверг их от лица Своего..". Расплата пришла в 722-м году до Рождества Христова в лице армии ассирийского царя Соломоносара. Местное еврейское население было депортировано, земли были заселены ассирийскими переселенцами. Эти переселенцы, в соответствии с физическими представлениями, помимо своих богов стали почитать и бога страны, в которую они пришли жить - Бога Израиля, Иегову. Но, при этом, они оставили поклонение и своим прежним богам. И как говорит, опять же, всё та же 4-ая Книга Царств ".. народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили, да и дети их, и дети детей их до сего дня поступают так же..". Таким образом, от смешения переселенцев/язычников, с оставшимися в Израиле евреями,  произошли самаряне.

Самаряне приняли пятикнижие Моисея, но отвергли Писания пророков и все остальные устные предания. Они поклонялись Иегове, но при этом не оставляли и служение своим языческим богам. И когда иудеи возвратились из плена вавилонского и начали строить в Иерусалиме Храм (восстанавливать), то самаряне тоже хотели принять участие в его строительстве, но иудеи их не допустили. Тогда самаряне обиделись и построили для себя храм на своей территории, в Самарии, на горе Гаризим. В новозаветное время он, правда, был разрушен, но они всё равно продолжали служить на его развалинах. И вот одно из расхождений между иудеями и самарянами, которые были братьями по крови, но религиозными врагами, состояло в том, что самаряне не признавали законным и правильным почитание Бога в Иерусалимском храме и полагали, что основным святилищем, основным местом поклонения Богу является гора Гаризим, находящаяся на территории Самарии. Как вы помните, именно об этом спорном вопросе спрашивает женщина-самарянка у Спасителя: где правильно поклоняться Богу - на горе Гаризим или в Иерусалимском храме? Кроме того, они не общались друг с другом, ибо в глазах иудеев самаряне были отступниками, которые нарушили чистоту крови, чистоту веры, смешавшись с язычниками. Такова была судьба северного, Израильского царства.

А судьба южного, Иудейского царства, была не на много лучше северного. В 586-м году до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор завоевал ветхозаветное царство Иудею. Чтобы держать под контролем завоеванный народ, он переселил всех одаренных и влиятельных жителей Иерусалима в Вавилон, а Иерусалимский храм был разрушен. В 538-м году персидский царь Кир захватил Вавилон, что означало конец вавилонского царства, и позволил евреям вернуться на родину. Произошло это не сразу, но постепенно иудеи стали возвращаться в Палестину, и в 516-м году до Рождества Христова был восстановлен Иерусалимский храм. Он был не так великолепен, как первый, построенный Соломоном, был и меньше размером, и построен из более дешевых материалов, но стоял он на том же самом месте, и в этот храм приходил и в нём молился Господь Иисус Христос. Персидское владычество, как мы уже говорили, закончилось в четвертом веке, возникла новая империя Александра Македонского, которую потом сменили римляне.

Я попытался очень кратко и схематично познакомить вас с основными событиями истории израильского народа, и эта история во многом трансформировала сознание иудеев относительно, может быть, самого главного вопроса их веры - ожидания Мессии. Дело в том, что еще в самом начале человеческой истории, сразу после грехопадения, Бог дал первым людям обетование. Обетование о том, что "семя жены сотрет главу змия". То есть некто, рожденный сверхъестественным образом ("семя жены", а у женщины не может быть семени, а значит он будет рожден сверхъестественно), "сотрет главу змия", то есть обезглавит, лишит власти дьявола, который явился людям в образе змия. Через грех люди остановили приток божественной силы, божественной благодати, и впустили в мир зло, которое очень быстро захватило род человеческий, и дьявол стал князем мира сего. И когда Господь дает это обетование, Он говорит о том, что лишит дьявола власти над людьми и вернет им утерянный дар Божественного присутствия. Но для этого со стороны людей требуются вера и терпение. Бог помнит о людях, но надо, чтобы и люди помнили о Боге. Для этого Господь избирает Авраама, в потомстве которого создает для себя народ, призванный хранить память об истинном Боге среди моря идолопоклонства. Этот народ постоянно уклоняется, но Бог посылает пророков, которые напоминают израильтянам их истинное предназначение, и повторяет обетование о пришествии избавителя - избавителя от власти дьявола. Но развитие иудаизма последние шесть веков до пришествия Христа во многом определялось внешней конвой событий. После завоевания Иерусалима Навуходоносором в 586-м году до Рождества Христова иудея на долгие века попала под иностранный политический контроль. Вавилон, затем Персия, затем империя Александра Македонского. После её распада иудеи оказываются в пределах египетской империи Птолемеев, затем антиохийской династии Селевкидов, и, с 63-го года, Иудея - провинция Римской империи. И, конечно, с человеческой точки зрения, в такой чрезвычайно сложной политической обстановке надежды на избавление просто не могло быть. Мессианское обетование могло быть исполнено лишь силовым воздействием на историю самого Бога. И во время Христа исполнение этой надежды виделось как уничтожение римского владычества через сверхъестественное вмешательство божественного Мессии и устроение Царства Божия, в котором под началом праведного мессианского царя из дома Давида, будет процветать освобожденный и всесильный еврейский народ. Израиль станет супердержавой, для него начнется золотой век, который уже не закончится никогда. Обыкновенный обыватель того времени считал, что Мессия - это тот, кто с Божьей помощью изгонит римлян из страны и восстановит царство Израиль. Поэтому им сложно было принять Христа, когда он стал говорить, что «..Царство Его не от мира сего..».

Ну а теперь вернемся к разговору о том, как сосуществовали эллинизм и иудаизм. Александр Македонский предпринял эллинизацию всего мира, и эта попытка удалась везде, кроме Иудеи. Собственно, об отношении самого Александра Македонского к иудаизму, к евреям, известно немногое. Иудейский историк Иосиф Флавий говорит, что во время войны Александра Македонского с персами иудеи встали на сторону последних. За это они облекли на себя гнев Александра, и он пошел на Иерусалим, но при его приближении первосвященник, священники, левиты, облачившись в самые шикарные церемониальные одежды, направились ему навстречу, приветствуя его как победителя мира. И эта процессия настолько поразила Александра, что он отказался от мщения. Конечно рассказ этот скорее всего является легендой, но, по крайней мере, ни о каких репрессиях иудеев со стороны Александра Македонского нам не известно.

Но попытка насильственной эллинизации иудеев была предпринята уже после смерти Александра Македонского, при греческом правителе Палестины Антиохе IV-м Эпифане, который правил со 175-го по 164-ый год до Рождества Христова. Антиох был членом династии Селевкидов. Я уже говорил, что когда Александр Македонский умер, в 323-м году, то его ведущие полководцы разделили империю на части. Две из этих частей - царство Птолемеев и царство Селевкидов. Центром царства Птолемеев был Египет, а столицей - Александрия. Правители, сменявшие друг друга на престоле этой империи назывались "Птолемеи". Я уже как-то говорил, что Клеопатра, которая умерла за 30-ть лет до Рождества Христова, была последней царицей из династии Птолемеев. Империя Селевкидов же управлялась из Сирии, её столицей был город Антиохия. Часть её правителей носило имя "Селевк", другие - "Антиох", все вместе они именовались «селевкидами». Будучи зажата между Египтом и Сирией, Палестина стала жертвой соперничества между двумя этими державами, между птолемеями и селевкидами.  И те, и другие стремились собирать с неё дань, и те, и другие пытались сделать её буферной зоной на случай нападения противника. Сначала в Палестине владычествовали птолемеи, это длилось 122 года, и в целом жизнь иудеев в этот период была более-менее терпимой. Именно при египетском фараоне, Птолемее Филадельфе, был сделан перевод Библии на греческий язык. Но в 198-м году до Рождества Христова Антиох III-ий нанес ряд поражений Египту, и Палестина попала под власть селевкидов. Затем, при его сыне, Антиохе IV-м Эпифане, в Иудее произошли еще более значительные события. Антиох Эпифан воспитывался в Риме, куда его отправил отец после заключения мира с Сенатом. Наследником короны считался брат Эпифана, Селевк IV-ый, поэтому в Риме молодой грек жил без особого надзора. Он сблизился со столичной знатью, любил, как и впоследствии Нерон, слоняться, переодевшись, по ночным притонам, ему нравилось устраивать дорогостоящие пиры, сорить деньгами, беседовать с толпой на рынке, показывать перед художниками свою любовь к искусству. Это был человек пылкий, необузданный, он был влюблен в Элладу, особенно в культ Диониса, который очень соответствовал его темпераменту. В Риме в то время как раз вышел указ, запрещающий вакханалии, но тайных последователей у фригийского бога оставалось немало, и среди них был, конечно, и Антиох Эпифан. Даже став царем, Антиох не отказался от своей эксцентричности. Например, он мог появиться среди гостей в виде покойника, завернутого в саван, или, обнажившись, плясать на столе перед гостям; с большими странностями был человек. После гибели Селевка IV-го, убитого царедворцами, возможно, и не без ведома брата, Антиох стал властителем сирийской державы Селевкидов.

Придя к власти Антиох IV приступил к политике сплошной и насильственной эллинизации. Он решил превратить Иерусалим в греческий город. Был построен гимназий с прилегающим ристалищем, где, к негодованию набожных иудеев, еврейские юноши, в соответствии с греческими обычаями, занимались атлетикой в обнаженном виде. Соревнования начинались с обращения к языческим богам. Эллинизация предполагала также посещение греческих театров, ношение греческой одежды, хирургические операции по удалению следов обрезания, смену еврейских имен на греческие и так далее. И более того, Антиох приказал, чтобы в Иерусалимском храме, центре религиозной жизни евреев, самом святом их месте, был воздвигнут алтарь языческому богу Зевсу, главному богу сирийского пантеона. Животные, которые признавались по Моисееву закону нечистыми, приносились в жертву в этом алтаре; иудеям было запрещено отмечать еврейские праздники, соблюдать субботу, делать обрезание. Была попытка силой насадить эллинизм среди иудеев. Недаром, в Библейской традиции, Антиох Эпифан стал прототипом Антихриста. Начиная с книги Пророка Даниила до Апокалипсиса Иоанна Богослова священные писатели всегда будут предавать антихристу, Божьему врагу, черты именно Антиоха Эпифана. Ведь этот человек впервые в истории решил не только полностью искоренить иудейскую религию, но он был и первым царем после Александра Македонского, кто всерьез воспринимал свой божественный титул. И для него Бог Израиля был противником, которого надлежало свергнуть с престола, ведь он самого себя считал богом.

Но Антиох очень сильно недооценил силу религиозного иудейского чувства, ведь одно дело было воздвигнуть алтари греческим богам, а другое - убедить иудеев служить им. И уже с самого начала правления Антиоха возникла большая группа евреев, противостоящих греческому влиянию. Они получили название "хасиды", то есть "набожные, благочестивые люди". А в 167-м году до Рождества Христова возникло движение вооруженного сопротивления, которое возглавил священник Маттафия с пятью своими сыновьями. Это событие вошло в историю как восстание Маккавеев. История священной войны иудеев с язычниками описывается в Первой книге Маккавеев, во второй главе. И освободительная война Маккавеев была успешной: через три года после начала восстания войска Антиоха были разбиты, идолы в Палестине повержены, а Иерусалимский храм освящен заново. Память братьев Маккавеев Церковь празднует и вспоминает 14-го августа по новому стилю.

На этом на сегодня всё. До новых встреч, всего вам доброго, храни вас Господь! До свидания.



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar