Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Глебов. Беседа 30. Воскресение Христово


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239984

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/6qXdJMNElYg

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/030_Aleksandr_Glebov_istoriya.mp3


Здравствуйте, дорогие радиослушатели! В пятницу, около трёх часов дня по нашему времени, Господь умер на Кресте и был погребён Своими тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере, по восточному обычаю. Старейшины иудейские упросили Пилата приставить к этой пещере стражу на три дня, дабы ученики не похитили мёртвое тело и не сказали потом, что Христос Воскрес из мёртвых. Гроб опечатали, и поставили стражу со строгим наказом никого к пещере не подпускать.

Когда закончилось время субботнего покоя (шабат заканчивается в субботу вечером) было темно, а после захода солнца по иудейскому закону нельзя прикасаться к мёртвому телу.Поэтому на следующий день, то есть следующий за субботой день, в воскресенье, рано утром, как только стало рассветать, ко гробу приходят женщины, ученицы Господа, для того, чтобы помазать тело Христа. Завершить тот самый обряд погребения, который начали Иосиф с Никодимом, но не успели закончить, поскольку начиналась суббота и Пасхальные торжества. Женщины подходят к пещере, где был похоронен Христос, и видят, что тяжёлый камень, которым был закрыт вход в пещеру, отворён от входа.

"По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам".

Жёны-мироносицы идут в Иерусалим, сообщают увиденное и услышанное ученикам, апостолы Пётр и Иоанн спешат ко гробу, чтобы убедиться в правдивости их слов, а далее евангелисты сообщают о явлениях Воскресшего Христа. В Евангелии зафиксировано шесть таких явлений, но описываются они по разному, отличаются в деталях. И если просмотреть всю информацию четырёх евангелистов о Воскресении Христовом, то получится одиннадцать эпизодов, которые все нам хорошо знакомы; эти свидетельства поочерёдно читаются на каждой Воскресной Всенощной. Я не буду разбирать одиннадцать воскресных Евангелий, поскольку это займёт слишком много времени. Обращу ваше внимание на несколько тем, которые представляются мне наиболее важными.

Первое: мы верим в Воскресение Христово. Но, одно дело, вера в Воскресение, а другое дело - сам факт Воскресения. И в самом деле - какие у нас есть основания утверждать, что Христос действительно Воскрес из мёртвых? Ведь ни в одном из Евангелий нет описания того, как происходило Воскресение, как душа вернулась в мёртвое тело Христа, как Он ожил, как встал, вышел из гробницы. Кстати сказать, некоторые христиане II-го столетия усмотрели в отсутствии таких детальных рассказов о Воскресении Спасителя недостаток Нового Завета. Чтобы его восполнить стали сочинять свои собственные описания того, как произошло Воскресение: как выглядело тело Христа, как Он ожил, как Он вышел из гробницы, какое впечатление всё это произвело на стражников, которые охраняли пещеру.

Мы свои сведения о Воскресении черпаем из рассказов в конце каждого из четырёх Евангелий. Это так называемые воскресные Евангелия которые, как я уже сказал, поочерёдно читаются за каждым Всенощным бдением накануне Воскресного дня. Все эти рассказы подчёркивают два основных факта, на которых основывается наша вера в Воскресение. Первое - это то, что гробница Христа была найдена пустой, а второе - это то, что мёртвого Христа многие люди видели в различных местах и в различных ситуациях.

Оба эти факта, соединённые вместе, являются доказательством Христова Воскресения. Ведь сам факт пустой гробницы не доказывал бы ничего, кроме того, что тела Христа там не было. Если бы тело Христа находилось в гробнице, а ученики стали утверждать, что они видели Христа, то это свидетельствовало бы только о явном расстройстве их психики. Но вот оба эти факта, вместе, являются свидетельством только одного - что Христос Воскрес из мёртвых. Гробница пуста, и Он является Своим ученикам.

Поскольку Воскресение Христа является основой христианской веры, то вполне понятны попытки противников христианства поставить под сомнение действительность телесного Воскресения Спасителя. И первая такая попытка известна нам уже из Евангелия. Услышав о воскресении Спасителя первосвященники и старейшины иудейские "...довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня...".

Вот эта нескладная выдумка первосвященников и старейшин разрушает сама себя внутренними противоречиями. Действительно, если принять эту версию, то получается какая-то смесь разных явных несуразностей. Римские войны были приставлены ко гробу Христа с единственной целью - уберечь мёртвое тело от похищения. Получается так, что эти стражи, все как один, заснули, да к тому же заснули так крепко, что не заметили кражи тела. Но, не заметив кражи тела, они тем не менее заметили кто именно украл его, продолжая при этом крепко спать. За преступную халатность при исполнении своих воинских обязанностей проспавших тело воинов не только не наказали, но успокоили и даже дали им денег. При этом им посоветовали сознаться в своей оплошности, как будто бы о ней и так не стало бы известно. Нелепость, конечно, здесь очевидна.

Другая попытка оспорить действительность телесного Воскресения сводится к тому, что Христос действительно умер на Кресте, и никогда не Воскресал. Но, поскольку Он во время Своей жизни часто говорил о том, что Воскреснет, то у апостолов, под воздействием нервного стресса, связанного с казнью Христа, стали появляться некие коллективные галлюцинации - якобы они видят и слышат своего умершего Учителя.

Такая история тоже не выдерживает никакой критики. Во-первых, апостолы не знали что такое Воскресение, а значит и не верили в него. Все эти предсказания Христа о Его грядущих страданиях, смерти и Воскресении никогда не находили понимания у учеников. Они даже выражали протест, как бы отговаривали Христа, процитирую: "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!". То есть никакого ожидания Воскресения у апостолов не было: они были подавлены и растеряны случившимся. Как говорит Евангелие "...они плакали и малодушно прятались от иудейских старейшин, запираясь в своих домах...".

А на третий день после смерти Спасителя, в воскресенье, женщины, эти ученицы Христа, которых мы называем жёнами-мироносицами, пошли ко гробу не для того, чтобы быть свидетельницами Воскресения Христова, и не для того, чтобы проверить Воскрес ли Христос в действительности или нет - об этом у них и мысли не было. Они пришли только лишь с одной целью: помазать по восточному обычаю мёртвое тело Христа ароматами. И обнаружили гробницу пустой. Ангел сообщил им радостную весть, что Христос - Воскрес, а женщины поспешили в Иерусалим, чтобы сообщить о всём виденном и слышанном апостолам, но те то им не поверили. Евангелист Лука так и говорит: "И показались им (апостолам) слова их пустыми, и не поверили им".

Более того, когда Христос Сам является апостолам, то они по началу тоже не верят, что это - Воскресший Христос. Они видят Его своими глазами - и не верят. Они сначала думают, что это - Дух, они пугаются. Господь предлагает им потрогать Себя руками, Он с ними ест и пьёт, чтобы доказать, что Он - не привидение.

Поэтому говорить о том, что Воскресение Христа - плод воображения апостолов - глупо и нелепо, так как они не знали, что такое Воскресение, они не верили в него и не ожидали. И Воскресшему Христу понадобилось какое-то время для того, чтобы убедить их в истинности своего Воскресения. К тому же всё-таки все галлюцинации - строго индивидуальны, а апостолы все вместе видели Воскресшего Христа. Более того, Он являлся огромной толпе, состоявшей из пятисот человек, поэтому ни о каких галлюцинациях речи быть не может.

Ещё одна попытка оспорить действительность телесного Воскресения Христа состоит в утверждении, что Спаситель вовсе не умер на Кресте, а просто впал в обморочное состояние, от которого Он очнулся в прохладе гробовой пещеры, вышел из неё и в течение сорока дней в таком виде являлся Своим ученикам, которые и приняли Его за Воскресшего. Для того, чтобы принять эту гипотезу за истину, надо будет принять целый ряд предложений, маловероятных самих по себе, а в совокупности вовсе лишённых правдоподобия.

Получается, следует признать, прежде всего, что Христос на Кресте не умер, а впал в летаргический обморок. Далее надо принять за истину, что сотник, докладывавший Пилату о смерти Христа, ошибся. Следует допустить, что и Иосиф с Никодимом при погребении тела ошиблись и похоронили живого. Ошиблись, наконец, и войны, когда, при опечатывании гроба, не обнаружили признаков жизни у погребённого.

Далее придётся сделать ещё более фантастическое предположение: Христос с пробитыми руками и ногами, с раной в сердце от удара копья, с растянутыми суставами, незаметно для стражников отвалил тяжёлый камень от гробовой пещеры, выбрался из неё, и затем, в течение первого дня, бродил по окрестностям Иерусалима, и в том числе проделал путь до Эммауса и обратно, а это в общей сложности 25-ть километров. В этом просто нет правдоподобия.

Против гипотезы обморока можно возразить и следующее: если Христос не умер на Кресте, то тогда Он когда-то должен же был умереть? И если апостолы обманулись при смерти Христа на Кресте, то потом этот обман был бы обнаружен. И, самое главное, апостолы то шли на смерть за Христа, и в первую очередь за проповедь о Его Воскресении. Но ведь мало кто пойдёт на смерть за заведомую ложь. Вывод из всего сказанного может быть только один - Христос действительно Воскрес из мертвых.

И второй важный момент, на который нам стоит обратить внимание, говоря о Воскресении. Это тело, в котором Господь являлся своим ученикам. С одной стороны - это тело материальное. Ученики трогают Христа руками, Он предлагает Фоме вложить пальцы в раны от гвоздей, Он ест с ними; всё это говорит о наличии у Воскресшего Христа физического тела. Но, с другой стороны, Христос становится невидимым, Он проходит сквозь двери, Он меняет Свой облик так, что Его нельзя узнать; это уже явное свидетельство Его нематериальности.

Здесь мы, также как и в вопросе с искуплением, подходим к области таинственного, Божественного, и все наши попытки рассуждать о природе Прославленного тела Христа будут ошибочными. Но Его Воскресшее тело является образом того тела, в котором воскреснет каждый из нас. Апостол Павел говорит, что наши тела после воскресения "...будут подобны Воскресшему телу Христа...". В конце истории, после своего собственного воскресения, человек будет иметь подобное тело: несущее на себе печать физического бытия, и одновременно свободное от законов физического мира. В том теле духовное соединится с физическим, видимое - с невидимым, и именно с этим телом мы воскреснем и войдём в Вечную Жизнь.

Ведь воскресение мёртвых произойдёт в теле, это совершенно очевидно, поскольку душа по своей природе бессмертна, она не может умереть, а значит не имеет необходимости воскресения. Воскреснет то, что умерло - тело. Следовательно, всеобщее воскресение - это не воскресение душ, которые и так бессмертны, а воскресение умерших тел. На Суд Божий предстанут люди, которые, как известно, состоят из души и тела. Ещё в середине II-го века мученик Иустин Философ писал: "Разве душа сама по себе - человек? Нет, она душа человека. А тело разве может быть названо человеком? Нет, оно называется телом человека. Ни то, ни другое в отдельности не составляют человека, но только существо, состоящее из соединения одного и другого, называется человеком".

А что же это будут за тела, что означает воскрешение умерших тел? Это что - воскрешение трупов, ведь именно так мыслили древние греки, и воскресение - как оживление трупов, которые полуистлевшими восстают из могил? Поэтому, когда апостол Павел стал проповедовать в Афинском ареопаге воскресение из мёртвых, то над ним стали насмехаться, это казалось безумием. Кому надо такое воскресение, ведь это будут уже зомби, а не люди? Конечно, апостол говорил о другом. Не может быть и речи о воскрешении тела в таком же состоянии, в каком оно сошло в могилу. Это не будет воскрешение телесных недостатков или болезней, это будет тело преображённое.

О том, что это будет за тело, пишет апостол Павел в 15-ой Главе Первого послания к Коринфянам, зачитаю: "Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие".

Много здесь всяких мыслей, но скажу об одном: апостол здесь приводит пример из сельского хозяйства, ведь то, что сеется, и то, что потом вырастает, по сущности одно и тоже, но форма у них разная. Если посадить зёрнышко, то это не значит, что вырастет большое зерно: вырастет колос, который внешне отличается от зёрнышка. Если посадить жёлудь, то это не значит что со временем на этом месте вырастет большой жёлудь: вырастет дерево, дуб, и по внешнему виду большой дуб совсем не похож на маленький жёлудь. Но сущность то у них - одна и та же. Всё то, что в жёлуде - будет и в дубе. Это то, что в биологии называется метаморфоза, то есть перемена формы при сохранении сущности. А по-славянски "метаморфоза" звучит как "преображение". Как Христос воскрес с преображённым телом, так и мы воскреснем не с тем телом, с которым сошли в могилу, а с преображённым. Тело погребённое и тело воскресшее, конечно, одно и тоже тело, но форма их существования разная.

Вообще, когда мы читаем Библию, то одна из трудностей её понимания заключается в том, что одни и те же слова, которые мы употребляем, и которые находятся в Священном Писании, часто обозначают разные вещи. Мы привыкли к одному понятию, а за ним, оказывается, скрывается другое. Что мы понимаем под "телом"? Под телом мы понимаем кости, мясо, кожу, сухожилия. Но в Библии "тело" означает всего человека, состоящего из души и тела, и, более того, из тела неделимого. "Тело" по-гречески звучит как "сома"; из медицины мы знаем, что иногда говорят о соматических болезнях. Но "сома" буквально переводится как "целое", то есть "тело" - это и значит "целое", а целое - значит неделимое.

Но в реальности человек постоянно делится: мы ведь сморкаемся, кашляем, что-то в нас входит, что-то исходит и, наконец, мы распадаемся в прах, и никакого тела не остаётся. И с этой точки зрения человеческое бытие ненормально, ведь мы не хотим превращаться в прах. Но мы не обладаем целостностью, наши тела - только подготовка к праху. Истинным телом, как целостностью, обладает только Воскресший Христос. Его Воскресшее тело уже не умирает, и не подвержено никакому делению. Он - истинное тело, то есть истинная целостность.

И во Христе вся человеческая природа получает исцеление. Вслушайтесь в это слово - "исцеление".Это - обретение целостности, подлинного тела, уже не подверженного тлению. "Исцеление" по-гречески - "сотериа", буквально переводится как "Спасение". Значит Спасение, принесённое Христом, это и есть исцеление человеческой природы от болезни греха, дарование нам целостности, и в этом теле, в целостности, воскреснет каждый из нас.

В Воскресшем теле Христа выразилось богоподобие. Чем Бог отличается от человека? Отличий, конечно много. И одно из них заключается в том, что каждый человек ограничен и несвободен, а Бог - не ограничен и свободен. Если в Боге есть свобода, то в человеке - только образ этой свободы, ведь мы - не Бог, мы - образ Божий. Нам, конечно, иногда кажется, что мы свободны, но это не так. Думать, что мы абсолютно свободны, могут только очень ограниченные и поверхностные люди.

Стоит только задуматься - и мы обнаружим массу ограничений своей свободы: мы не можем изменить дату своего рождения, мы не можем изменить свой генотип, как бы мы не старались - а значит мы уже не свободны. Мы болеем и страдаем и, в конечном итоге, умираем, и это тоже несвобода, потому что мы не хотим ни болеть, ни страдать, ни умирать. Мы не можем быть одновременно в нескольких местах, мы ограничены препятствиями в своём передвижении, и так далее. Таких примеров можно привести великое множество, они свидетельствуют о нашей ограниченности и несвободе, и эта несвобода есть также один из симптомов болезни греха. А спасённый человек - это человек свободный, поэтому Воскресший Христос может быть одновременно и здесь, и там; и видимым, и невидимым; и проходить сквозь двери. Для Него нет препятствий - Он действительно, по-настоящему, свободен.

Апостол Павел называет Христа "первенцем из умерших". Первенец - это не просто первый ребёнок, это, опять таки, слово, которое в Библии и в нашем употреблении имеет разное значение. "Первенец" по-славянски "начаток", так назывался первый плод урожая, который надо было принести Богу. И считалось, что если первый хлеб, или первую лозу винограда принести в жертву Богу, то тогда Бог освятит весь урожай. Эта традиция сохранилась и до наших дней, например, на Преображение приносят в Храм первый урожай яблок и освящают их. Этот праздник в народе так и называют - Яблочный Спас. Правда сегодня приносят не только яблоки, но и виноград, и персики, и другие фрукты, которые в нашем климате не растут, и мы их покупаем на рынке, но традиция то это - правильная. Освящая эти продукты и принося их как жертву в Храм мы надеемся, что Бог даст нам возможность круглый год иметь их на столах своих домов и питаться ими. Поэтому называя Христа "первенцем из умерших" или, по-славянски, "начатком, принесённым в жертву Богу", апостол Павел подчёркивает ту идею, что будет богатый урожай воскресших. Все восстанут из гроба, Воскресение Христа как бы гарантирует всеобщее воскресение.

Это воскресение произойдёт в нашем теле, но теле преображённом. Оно уже не будет нести в себе ни тяжести, ни болезни, ни ограниченности нашей теперешней телесности. Наши тела будут "сообразны телу Господа после Его Воскресения", как говорит об этом апостол Павел.

Но это то, что будет при окончании человеческой истории. А что Воскресение Христово даёт нам сегодня? Приветствуя друг друга словами "Христос Воскресе!" в Пасхальный период - что мы этим хотим сказать? Какой повод для нашей радости, ведь это Христос - Воскрес, а мы то когда ещё воскреснем? Умирают близкие люди, и мы очень страдаем, а они не воскресают, так почему же апостолы говорили о Воскресении Христовом как о самом важном и уже произошедшем событии своей собственной жизни?

Всё потому, что смерть Христа стала не только Его личной победой над смертью, "смертию смерть поправ", но и началом Вечной Жизни для каждого из нас: "и сущим во гробех живот даровав". Конечно, и до Воскресения Христа души умерших людей не умирали. В душе запечатлён образ Божий, и она по своей природе бессмертна. Души существовали. Но ведь даже здесь, на Земле, не всякое физическое существование мы можем назвать жизнью. Например, тяжело больной человек, скажем, парализованный, или с умственными отклонениями. Да, он существует, стучит его сердце, но это же - не жизнь, а страдание. О тяжело и безнадёжно больном человеке иногда говорят так: "Это - живой труп".

Вот нечто подобное можно сказать и о загробной участи каждой человеческой души до Воскресения Христова. За гробом была жизнь в том смысле, что души существовали. Но это была и смерть, это были духовные трупы в том смысле, что такое существование нельзя было назвать жизнью. И поэтому когда мы в Пасхальные дни поём "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав", то мы имеем ввиду то, что Господь дал исцеление от болезни греха душам безнадёжно больных. Жалкое существование закончилось, началась жизнь, и каждый из нас может наследовать эту жизнь, "жизнь с избытком", как назвал её Господь.

И Господь указал что для этого надо делать здесь, на Земле, и чего делать не надо. Не надо совершать грех, потому что совершая грех человек опять заражается болезнью, и если через Покаяние он не придёт к исцелению, то для него вечность обернётся страданием от болезни греха. Просто после Воскресения Христова это - не неизбежный удел каждого человека, а его отдельный и осознанный выбор.

Вот почему мы и говорим, что Евангелие - Книга Жизни. Потому что через слова Христа, запечатленные в ней, мы можем наследовать жизнь, завоёванную для нас на Кресте. И мы называем свой религиозный выбор единственно истинным, не желая обидеть кого-то, а подчёркивая тот факт, что вера во Христа и следование за Ним через физическую смерть приведёт нас к Вечной Жизни.

Вот на этом сегодняшнюю лекцию мы закончим, и на следующей неделе уже завершим весь цикл лекций по Библейской истории Нового Завета. Всего вам доброго, до свидания!



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar