Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Глебов. Беседа 31. Вознесение


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239985

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/0OuTDARXFQo

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/031_Aleksandr_Glebov_istoriya.mp3


Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Тема сегодняшней, 31-ой лекции, Вознесение Господне. О Вознесении упоминают два евангелиста - Марк и Лука. Но это очень краткие сообщения, в самом конце их Евангелий. Зачитаю их.

Евангелист Марк пишет о Вознесении следующее: "Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь". Такова информация от евангелиста Марка.

У Луки информация о Вознесении не больше. Зачитаю, что он пишет: " И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь".

Эти небольшие свидетельства о Вознесении включены в воскресные евангельские чтения, как завершение последнего явления Воскресшего Христа ученикам. То, что упоминание о Вознесении является частью воскресных Евангелий - не случайно. Дело в том, что первоначально факт Воскресения и факт Вознесения не отделялись друг от друга. Это был как бы единый процесс, Воскресение Христа и означало Его Вознесение,поскольку после Воскресения Христос перешёл в иной мир, где не действуют наши законы. Воскресение Христа - это и есть Его Вознесение на Небо и сидение одесную Бога Отца.

Поэтому мы нигде не найдём конкретных описаний Воскресения, ведь воскресные Евангелия описывают не само Воскресение, и как оно происходило, а обнаружение жёнами-мироносицами пустой гробницы и явление уже Воскресшего Христа своим ученикам. И именно в Вознесении апостолам была видимым образом явлена слава Воскресшего Христа.

В Новом Завете есть только одно описание Вознесения. Не упоминание о Вознесении, а его описание. Правда, оно содержится не в Евангелии, а в Книге Деяний апостольских. Собственно, эта Книга и начинается с описания Вознесения. Я сейчас его зачитаю: "Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (эта первая книга Луки - и есть его Евангелие) до того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо".

Вот это - единственное описание Вознесения Господня. И вместе с ним - это зримое свидетельство Воскресения Христова. Апостолы не видели как Христос Воскрес, они не верили в Его Воскресение, и здесь, на Елеонской горе, они в акте Вознесения становятся свидетелями видимого Воскресения Христова, Его восхождения на Небо, одесную Бога Отца. Вот почему в праздник Вознесения Господня, на всенощной, после чтения Евангелия, поётся молитва "Воскресение Христово видевше". Эта молитва поётся только накануне воскресного дня, а Вознесение всегда бывает в четверг, но краткое упоминание о Вознесении в Евангелии праздника и есть свидетельство того, что апостолы "Воскресение Христово видивше". В момент Вознесения они увидели Христово Воскресение. Вознесение подтверждает Воскресение, и зримо свидетельствует о нём.

Евангелист Лука говорит, что Вознесение произошло на сороковой день после Воскресения Христова. Конечно, не стоит это воспринимать буквально. Я уже не раз говорил, что сорок - это символическое число, очень часто употребляемое в Библии для выражения определённой идеи: сорок суток продолжался всемирный потоп, сорок лет странствования израильтян по пустыне, сорок дней и ночей постился Моисей на Синае перед получением заповедей, сорок дней и ночей шёл пророк Илия через пустыню к горе Хорив, сорок дней постился Господь перед выходом на общественное служение, и этот перечень с упоминанием числа сорок в Библии можно ещё долго продолжать. То есть сорок - это библейское символическое число, означающее время испытания перед каким-то важным событием.

Поэтому говоря о Вознесении на сороковой день после Воскресения, евангелист Лука хочет подчеркнуть, что весть о Воскресении явилась испытанием веры апостолов. Они увидели пустую гробницу, им является Воскресший Христос, но они не верят, они не понимают, что произошло, они пребывают в смущении, и понадобилось какое-то время, чтобы они поверили, что Христос действительно Воскрес, что Он не призрак, как они по началу думали. Как пишет апостол Лука "...которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием...". То есть Христос доказывал им, что Он Воскрес. Сколько длилось это доказательство - мы не знаем: может быть сорок дней, может быть тридцать, а может - пятьдесят, но это и не важно. Важно то, что в момент Вознесения доказательства закончились: в Вознесении апостолы увидели Воскресение Христово, и их сомнениям пришёл конец.

Итак, о видимом факте Вознесения во времени и в пространстве рассказывает только евангелист Лука в Книге Деяний. Но о самом Вознесении Христа на небо и о Его пребывании одесную Бога Отца было известно задолго до Луки. Вообще, Вознесение и "одесную сидение" - очень древний образ. Наверное, все понимают, что "одесную" по-славянски означает "справа". Справа всегда находился ближайший человек, или наследник, и это положение "справа" - положение, наиболее близкое к власти. Ещё в Ветхом Завете мы находим такой образ: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня". Эти слова из 109-го Псалма в христианской традиции цитируются применительно не к Царю Давиду и не к царям Израиля, а применительно к Иисусу Христу.

А новозаветные, самые ранние свидетельства о Вознесении Христа, и о Его пребывании на небе, одесную Отца, дошли до нас гораздо раньше, чем Евангелие от Луки и Книга Деяний. В частности, такие свидетельства находятся в Посланиях апостола Павла. Например, самая ранняя по времени написания Книга Нового Завета, Первое Послание апостола Павла к Фессалоникийцам, уже содержит веру в Вознесение. Там, в первой главе апостол Павел увещевает христиан, чтобы они ожидали с небес Сына Божия. А в четвёртой главе он говорит, что Христос сойдёт с неба при втором пришествии. Этот текст, наверное, многим хорошо знаком, он читается во время отпевания, процитирую: " Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде". То есть, если Он сойдёт с неба, то значит Он пребывает на небе. То есть вера в то, что Христос был Вознесён на небо всегда присутствовала в Церкви с самого её начала.

А вот о смысле Вознесения пишет опять таки апостол Павел, но уже во второй главе Послания к Филиппийцам. Это тоже многим знакомый текст, он часто читается за литургией в праздники, посвящённые Божией Матери. Напомню его, гл. 2, ст. 5-11: "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца".

Это, пожалуй, самый известный христианский гимн Христу. Апостол Павел не является его автором, он его цитирует. И в этом древнем христианском гимне содержится не только свидетельство о Вознесении, но и выявляется смысл этого события.

После того, как Христос выполнил Свою земную миссию, то есть "...смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной...", то Бог превознёс Его. Не просто вознёс, ведь из Ветхого Завета мы знаем о вознесении Еноха и Илии. А эллинский мир знал о вознесении своих героев на Олимп, и это называлось словом "восхищение", когда человек становился Богом. Например, были восхищены пастух Ганемед, герой Геракл, врач Асклепий. Кстати, слово "восхищение"в смысле "обо́жение", когда человек становится Богом, употребляется апостолом Павлом в только что приведённом мной отрывке 4-ой главы 1-го Послания к Фессалоникийцам, он там пишет: "... потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках...". Здесь для описания изменения состояния людей, которые будут жить во время второго пришествия Христа, апостол употребляет хорошо известное в греко-римском мире понятие из языческой мифологии - восхищение.

Так вот, Христос не просто был Вознесён, наподобие Илии, а Он был превознесён. Мы сейчас не придаём значение этим приставкам, но они важны. Бог Его не просто вознёс, а превознёс - то есть поставил выше всех. По-гречески там стоит слово, которое можно перевести как "сверхвозвысил". Не на небо, а на небеса. Небо - величина астрономическая, а небеса - это Божественная сфера.

"...И дал ему Имя выше всякого имени...". А какое Имя выше всякого имени? Конечно, Имя Божие. Имя Божие по-еврейски звучит "Яхве", его нельзя было произносить никому, кроме первосвященника один раз в году в праздник Йом Кипур в Святая Святых Иерусалимского Храма. "Яхве" по смыслу можно перевести как "присутствие Божие", "с Нами Бог", "Бог всегда со своим народом".

Когда в III-ем веке до Рождества Христова Ветхий Завет перевели на греческий язык, то еврейское слово "Яхве" перевели греческим "Кириос", что значит "Господь". Об этом дальше пишет апостол и говорит: "...и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца...".

Какое это Имя,какое Бог дал Ему Имя? Это Имя - Господь, чтобы люди знали, что Иисус Христос - это воплощённый Бог. Он - Господь. С того времени Господь применяется только к Богу, только ко Христу. На Земле он был просто Иисус, а на Небе Он - Господь. "Господь" - это Его новое Божественное Имя, и Господь Иисус Христос, вот эти три слова - это первое исповедание веры, первый христианский Символ веры.

А что это значит, что Иисус Христос - есть Господь? Ведь Господь- это перевод Яхве, а Яхве означает "тот, кто всегда присутствует", "тот, кто всегда здесь, со своим народом". Значит, говоря о том, что Бог даровал Христу Имя "Господь", апостол Павел подчёркивает, что теперь Господь Иисус Христос всегда будет со Своими учениками.

Так же и мы молимся "...иже везде сый и вся исполняяй...", то есть тот, кто везде присутствует и всё наполняет. Христос Вознёсся, и Бог даровал Ему Имя Господь, а это значит, что после Вознесения Он везде присутствует и "вся исполняет". Весь смысл Вознесения не в том, что Господь видимо поднялся на небо, это всего лишь образ, а в том, что он всё наполнил. Конечно, как Бог Он всегда всё наполнял, но теперь Он всё наполняет как человек, это полное преображение человеческой природы, то, что мы называем "обо́жение".

Вот почему апостолы радуются Вознесению. Казалось бы они расстаются с учителем, и должны скорбеть, но для радости есть повод. Во-первых, Вознесением им видимо явлено Воскресение Христово, в котором они так долго сомневались. И, во-вторых, их Учитель - Господь, и Он всегда будет с ними.

А как они будут ощущать Его присутствие? А вот так, как они узнавали Его после Воскресения, в преломлении хлеба. У евангелиста Луки есть свидетельство о том, как он сам и Клеопа шли из Иерусалима в Эммаус. К ним подошёл Воскресший Христос, но они Его не узнали. И только после того, как Он им растолковал пророчество о Себе и также, как и на Тайной Вечере, преломил хлеб, они поняли кто рядом с ними. И это очень важное свидетельство, ведь там описывается литургия.

Вы, наверное, знаете, что литургия состоит из двух частей, которые называются литургия оглашенных и литургия верных. Центральная часть литургии оглашенных - это чтение Слова Божьего. А центральная часть литургии верных - причащение. Сначала мы причащаемся читаемому Слову Божьему, на первой части, а затем мы причащаемся воплощённому Слову Божьему во второй части литургии, под видом хлеба и вина. Так это же тоже самое, что совершил Господь, явившись Луке и Клеопе. Сначала Он истолковал им Писание, Слово Божие, а потом преломил хлеб, и причастил учеников. И только тогда они узнали Его.

Что значит узнали? Ощутили Его присутствие. Как и сегодня, собираясь на Божественную литургию, внимая словам Евангелия и причащаясь тела и крови Христовой, мы должны ощутить присутствие Божие. Евхаристический канон предваряется словами епископа или священника к своим собратьям "Христос посреди нас", и ответом "И есть, и будет". Как апостолам и первым христианам литургия позволяла открыть присутствие Бога, так она должна и нам помочь открыть Его присутствие, почувствовать Христа среди нас, среди общины верующих во Христа людей, которые называются Церковью.

Ну а история Церкви, её рождение в день Пятидесятницы, и первые шаги в этом мире - это уже отдельная тема, которой я, ели Господь благословит, через какое-то время имею намерение посвятить также цикл лекций. В основе их будет лежать Книга Деяний апостольских. А сегодня последней евангельской темой - Вознесения Господня - я заканчиваю беседы по евангельской истории. Надеюсь, что эти беседы или лекции кому то из вас помогли лучше понять Священное Писание. А лучшее понимание Евангелия обязывает человека к лучшему Его исполнению.

И, в заключение, я на всех вас призываю Божие Благословение, с пожеланием дабы Господь дал вам мудрость для вразумления Его слов, а также веру и силу для их воплощения в своей жизни. До свидания!



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar