Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Глебов. Беседа 23. Антитезы Нагорной проповеди. Отношение к закону Моисея


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239977

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/DhVNEbIc8pc

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/023_Aleksandr_Glebov_istoriya.mp3


Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Нагорная проповедь не ограничивается только Заповедями Блаженств. Далее Христос говорит о своём отношении к ветхозаветному закону. Ведь фарисеи обвиняли Христа в нарушении Закона, и внешне, по факту, Христос, действительно, часто нарушал Закон Моисея. Об этом есть много свидетельств в Евангелии. Правда нарушал Христос не столько сам Закон, ведь Закон был дан Богом через Моисея; Христос не нарушал десяти заповедей, которые Израиль получил от Бога на горе Синай. Нарушения Христа касались комментариев этого закона, которые были уже выработаны иудейскими учителями. И часто комментарии, или толкования той или иной заповеди, в раввинистической традиции, лишали заповедь своего изначального смысла. Искажали её настолько, что заповедь казалась просто абсурдной.

Например, заповедь о субботнем покое. Заповедь о субботнем покое - это одна из десяти заповедей, данная Богом через Моисея, начертанная на скрижалях Завета. Она четвёртая по счёту, и звучит так: "Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай в них всякие дела свои, а день седьмой, суббота, Господу Богу Твоему. Не делай в оный день никакого дела не ты, не сын твой, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его". Вот такая заповедь. Она означала, что один день в неделю, в субботу, человек должен посвящать Богу, общению с Ним, молитве, посещению храма, чтению Слова Божия. Такой день был необходим как для ветхозаветных иудеев, так и для нас сегодня. Только в христианской традиции день, посвящённый Богу, не суббота, а воскресенье.

Каждый, кто хочет достойно жить - работает, и работы много. У нас часто просто не хватает времени для того, чтобы осуществить то, что задумали. И вот в этом круговороте жизненных проблем у человека просто не остаётся сил на общение с Богом. С утра встал, в лучшем случае наспех прочитал "Отче наш", перекусил и бегом на работу; там, весь день, как белка в колесе, вечером пришёл вымотанный и уставший, поел и лег, в лучшем случае, перекрестившись. А иногда бывает и так, что вроде устал, а не уснуть; мысли одолевают о делах, о проблемах, о способах их решения. Для Бога времени не остаётся. Но без общения с Богом человек постепенно отходит от Него. Поэтому Господь заповедует специальный день, в который, говоря словами молитвы, "...всякое ныне житейское отложим попечение...". Никакой работы, никаких дел; этот день люди посвящают Богу. Это окно, дверь, которое помогает человеку выйти из привычного и на сегодняшний день просто сумасшедшего ритма жизни. Вот что означала заповедь о субботнем покое.

Но ведь фарисеи довели её до безумия: они стали считать, сколько шагов можно сделать в субботу; богословы и мудрецы Израиля совершенно серьёзно обсуждали вопросы типа "может ли еврей есть яйцо, которое курица снесла в субботу?". То есть заповедь, данную Богом для приближения людей к Богу, для их спасения, превратили в то, о чем Христос скажет, как о "бремени неудобоносимом".

Тоже самое касается и других предписаний закона. Христа обвиняли в том, что Он общается с мытарями, блудницами, самарянами, язычниками, то есть всеми теми, с кем в глазах правоверного иудея общаться было нельзя, ибо такое общение оскверняет. Обвиняли также и учеников Христа, что они не постятся, не моют рук (имеется в виду не мытье рук, как норма гигиены, а как ритуальное омовение) и многое другое.

О своём отношение к ветхозаветному закону Христос говорит следующее: "Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится все". Но как это понимать? Христос говорит, что Он пришёл исполнить закон, а Сам постоянно его нарушает. Значит Он Сам Себе противоречит? Разгадка заключается в значении слова "исполнить". В еврейском языке не существует такого выражения, как "исполнить закон" в смысле "соблюсти закон". В Евангелии от Матфея глагол "исполнять" имеет совершенно особое значение - исполнить означает "исполнить реченное пророками". С первой же главы Евангелия от Матфея мы находим много примеров именно такого значения слова "исполнить". Правда, в русском и синодальном переводе пишется не "исполнится", а "да сбудется". Например, начиная уже с первой главы: Ангел является во сне Иосифу, и говорит, что рождённый Марией ребёнок будет обетованный Мессия. И тут же он подтверждает это обетование ссылкой на ветхозаветное пророчество, я сейчас процитирую: "Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. И все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог" ("да сбудется" - то есть "исполнится").

Далее - бегство в Египет: "Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего".

Также избиение младенцев: "Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет". И вот так почти а каждой главе Евангелия от Матфея: когда написано "исполнится", или в русском переводе "да сбудется", то речь идёт об исполнении ветхозаветного пророчества.

А о каком исполнении идёт речь здесь, когда Христос говорит, что Он пришёл исполнить закон? А это пророчество Иеремии о Царствии Божием, звучит оно так: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Книга Пророка Иеремии, гл. 31, ст. 31-33).

Вот исполнение какого пророчества имел в виду Христос, когда Он говорил: "Я пришёл исполнить закон". Он пришёл, чтобы дать Новый Завет и вложить закон в сердца людей. Но не Закон Моисея, а Закон Любви, которому будет всё подчинено. Христос отменяет закон не хронологически, ведь закон продолжает действовать. Христос был реалистичен, Он понимал, что если Закон отменить, то будет анархия; все передушат друг друга, если отменить Закон. В этом мире Закон необходим, ибо он есть следствие нашей греховности, и так будет до скончания века: "Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, ни одна черта не прейдет из закона". Но Господь отменяет Закон эсхатологический. Там, где Христос, там, где мы со Христом, где мы в Нём, там мы внутренне живём не по Закону, а по благодати. А внешне, закон, конечно, продолжает действовать.

Далее Христос говорит: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное". Что это значит? Христос требует подлинной праведности, из глубины сердца. Закон запрещает внешние действия. Фарисеи не совершали внешних действий, противоречащих Закону, но сердцем они были далеки от Бога. Поэтому Он углубляет рассмотрение Закона.

И вот этим объясняются дальнейшие антитезы, всего этих антитез - шесть. "Антитеза" значит "противопоставление". Они начинаются словами: "Вы слышали, что сказано древними... А я говорю вам...". То есть Ветхий Завет - это тезис, а Новый - антитезис. Антитезы касались основных заповедей Закона Моисея.

Первая антитеза говорит о шестой заповеди Моисеева закона, и эта заповедь гласит "Не убий". А что говорит Господь: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной".

Да, убийство - это следствие человеческой ненависти, человеческой злобы. И Христос говорит, что если истребить злобу из сердца, то не будет убийств. Он не отменяет закон, а углубляет его рассмотрение, указывает на причину греха, которая кроется в сердце человека. Правда, здесь требуется некоторое пояснение. "...А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...": Гнев - это понятно, а далее: "...кто же скажет брату своему: "рака"...". "Рака" - по-арамейски значит "пустой человек", это слово считалось оскорблением у иудеев. А оскорбление принижает и унижает человека, поэтому оскорбляющий подлежит суду синедриона, поскольку он нарушает волю Божию. А воля Божия заключается в том, чтобы мы заботились о людях и ценили их. И дальше: "...а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной". "Геена огненная" - в буквальном смысле - свалка, помойка недалеко от Иерусалима. Туда свозили непогребенные трупы, разные нечистоты, грязь. По словам Блаженного Иеронима, в юго-восточной части Енномовой долины находилось место, где идолопоклонники евреи, в честь Молоха, сжигали своих детей. Иудейский царь Иосия уничтожил эту мерзость, а само место получило название долина Гехенном, или Огненная Гехенном, в греческом произношении - Геена. Вот она и стала символом вечных мучений. Место это, действительно, было грязное, зловонное, и, дабы обеззараживать воздух, там всегда поддерживался огонь, так она и получила название "геена огненная".

В Евангелии от Матфея геена огненная потребляется как образ вечного мучения. Но почему тогда, если скажешь "безумен", то подвергнут будешь вечному осуждению? Извините, но сказал кому-то: "Дурак!", и, может быть, тот человек и в самом деле дурак, так что же из-за этого - тебе вечная погибель? Но смысл здесь другой: в Ветхом Завете "безумным" называли не безумца в нашем представлении, но следует вспомнить слова Псалма: "Рече безумен в сердце своем - несть Бог". То есть безумен тот, кто отрицает Бога, безбожник. Вот кто для слушателей Христа был безумцем. Ведь общество было глубоко религиозным: человек, отрицающий Бога, попадает в место, где Бога нет. Видимым проявлением такого места у иудеев считалась геена огненная, и в этом нет ничего удивительного.

Далее Господь говорит: "Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой". Да, мир между людьми гораздо важнее, чем видимое внешнее фарисейское поклонение Богу. Вот, кстати, почему наш Великий Пост, который можно рассматривать как нашу жертву Богу, предваряется Прощённым Воскресением, когда мы примиряемся друг с другом. В противном случае, с ненавистью в сердце, всякая жертва, в том числе и жертва нашего поста, теряет свой смысл.

Следующая антитеза касается седьмой заповеди. Седьмая заповедь запрещает прелюбодеяние. "Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твоё было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твоё было ввержено в геенну".

Во-первых, что означает сама ветхозаветная заповедь "Не прелюбодействуй"? Сегодня часто под прелюбодеянием понимают разврат как таковой, но это не правильное понимание заповеди. Заповедь "Не прелюбодействуй" запрещала нарушать брачный союз, но не всякий брачный союз. Эта заповедь запрещала иудейскому мужчине разрушать брак другого иудея. Внебрачная связь с незамужней женщиной или женой язычника не подходила под эту категорию. Это уже не считалось прелюбодеянием. Хотя, конечно, особо упёртые фарисеи порицали распущенность во всех её проявлениях, но их мало кто слушал. На проступки подобного рода обычно смотрели сквозь пальцы. Публичных домов в Иерусалиме было не меньше, чем в других городах древнего мира, и они отнюдь не пустовали. А вот прелюбодеяние считалось серьёзным преступлением, за которое полагалась смертная казнь.

Давайте вспомним один из самых известных примеров прелюбодеяния в ветхозаветной истории: царь, пророк и псалмопевец Давид видит с балкона своего дворца купающуюся женщину. Её вид пленяет его. Если бы она была свободна, то проблем бы не было - она бы в тот же день пополнила гарем царя. Если бы она была замужем за язычником, то Давид мог бы отдать приказ убить мужа, и взять её себе в жены. Убийство язычника никто не рассматривал как грех, скорее, на это смотрели, как на доблесть. Но Вирсавия, так звали женщину, которая понравилась Давиду, была женой одного из его военачальников, Урия. Отобрать её у Урии - значит совершить смертный грех, прелюбодеяние, нарушить седьмую заповедь, ведь Урия - иудей. Тогда Давид во время сражения даёт командиру приказ поставить Урию на такую позицию, которая не оставляет ему шансов остаться в живых. И Урию убивают, а Давид берёт Вирсавию в жёны. С точки зрения закона Давид был невиновен, ведь не он убил Урию, а враги, но, по сути, Давид послал человека на смерть ради того, чтобы отобрать у него жену. Пророк Нафан обличает Царя Давида, он кается, и как символ своего раскаяния пишет покаянный 50-ый Псалом, который очень широко применяется и в Церковном богослужении, и в домашней молитве.

Так вот, у Давида были сотни жён и наложниц. Сожительство с одной не считалось изменой другой, или прелюбодеянием, потому что когда он брал их в жёны, то не разрушал жизни другого еврея. Но в истории с Вирсавией он совершил прелюбодеяние. Давид разрушил чужую жизнь, он вторгся в любовь двух людей и нарушил её, убив Урию. Поэтому в заповеди "Не прелюбодействуй" речь идёт не о морали, а о воровстве.

Что, кстати, подтверждает и последняя, десятая заповедь Моисеева закона, которая звучит так: "Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего". По-славянски "не похощи", от слова "хотеть", "похоть". Хотеть - значит желать чужого, желать то, что тебе не принадлежит. И вот здесь, наряду с волом и ослом упоминается жена, как собственность другого человека, то есть заповедь "Не прелюбодействуй" была призвана охранять не мораль, а чужую собственность.

Это в Ветхом Завете. Но, это, конечно, не означает, что в Новом Завете заповедь "Не прелюбодействуй" потеряла свою актуальность. Ведь Господь сказал, что Он не отменяет ветхозаветный закон: "Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, ни одна черта не прейдет из закона". Ни одной буквы, ни одного знака препинания не упраздняет Христос из ветхозаветного закона. Но Он расширяет требования закона, и углубляет его, и в свете этого расширения и углубления заповедь о прелюбодеянии приобретает моральное значение. Сегодня она означает нарушение супружеской верности, а с кем - это уже не важно: с замужней, или со свободной, с женой иудея, христианина или безбожника - это уже значения не имеет; всё это называется словом "прелюбодеяние". А беспорядочные связи человека неженатого называются славянским словом "блуд", который также осуждается Словом Божиим и церковными канонами.

Но возникает вот какой вопрос: почему интимная жизнь человека в каких-то случаях является грехом? Ведь грех - это то, что отдаляет человека от Бога, но каким образом личная, сокровенная жизнь, может влиять на наше духовное состояние, как это связано? И вопрос этот - не праздный, а очень серьёзный, потому что люди, пытаясь осмыслить свою интимную жизнь, иногда попадают как бы между двух огней: с одной стороны - светская мораль, а, точнее, практически полное её отсутствие в современном обществе, когда интимная жизнь сводится просто к приятной физиологической потребности человека, а с кем и как человек эту потребность реализует - никакого значения не имеет; с другой стороны - обращаясь к Церкви за разъяснениями, люди не редко сталкиваются с другой крайностью - церковная литература, да и многие проповедники утверждают, что проявление сексуального интереса является само по себе уже чем-то греховным и пагубным. Где же истина? Истина, как и всегда, где-то посредине.

Давайте попытаемся разобраться: что в интимной жизни является грехом, а что - Божьим даром. Начнём с позиции Церкви по данному вопросу, а точнее, даже не с позиции Церкви, а с того, как эта позиция представлена в жизни Церкви, в религиозной литературе, или, зачастую, в проповеди священника. Здесь преобладает резко отрицательный взгляд на всякое проявление сексуальности.

То, что подобные мысли мы встречаем в творениях Святых отцов, подвижников, аскетов - неудивительно. Ведь они писали свои нравоучения по этому вопросу для монахов, для тех, кто осознано ушёл из мира, отказался от его благ и радостей ради спасения своей души. Умерщвление плоти - это одна из центральных задач для тех, кто взял на себя подвиг монашеского делания. Конечно, искушений у отшельника значительно больше, чем у мирского человека, а, поэтому, и средства борьбы рекомендованы жёстче. Поэтому и встречаем мы в монашеской литературе взгляд на интимные отношения как на скверну, на женщину - как на источник греха, и тому подобные, совершенно неприемлемые и неправильные для обыкновенного, нормального человека, живущего в миру, представления. Поэтому использовать такую литературу надо очень осторожно, помня её специфику и кому она адресована.

И, конечно, нашим пастырям надо помнить, что применять стандарты монашеских правил в приходской жизни - недопустимо. Ссылка на 7-ую главу Первого Послания апостола Павла к Коринфянам, где апостол говорит, что лучше человеку не вступать в брак, может быть убедительна только для тех, кто не знает историю написания этого Послания, ситуацию, которая возникла в Коринфской церкви на то время, и общее настроение христиан, в том числе и апостола Павла. Я зачитаю несколько цитат из этой главы, чтобы напомнить нашим слушателям о чем пишет апостол, а пишет он следующее: "Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться". Далее: "Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединён ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие".

Эти и подобные цитаты из Первого Послания апостола Павла к Коринфянам как бы говорят, что апостол умаляет брак и превозносит безбрачие. Это совсем не так. Да, он советует, если кто овдовел - не жениться и не выходить замуж, и призывает "быть как он". Мы не знаем, был ли апостол Павел женат, или развёлся, или овдовел; не подлежит сомнению только то, что на время написания этого Послания он был холост. Но аргументирует он этот совет - оставаться безбрачными - близостью скорого Конца Света. "Время уже коротко", - пишет он. Всё, немного осталось... А Концу Света будут предшествовать трудности и гонения - это общее ожидание христиан того времени. А скорби, лишения и гонения легче переносить одному; семейный человек будет переживать за жену, за детей, и это ещё более усугубит его положение в испытании, о чём и предупреждает апостол.

И ведь приблизительно тоже самое говорил и Господь в пророческой беседе на горе Елеонской. Когда Христос предсказывал грядущие гонения, связанные с разрушением Иерусалима, то говорил: "Горе же беременным и кормящим грудью в те дни". Почему им горе? Да потому что переживания за детей причиняют матери больше страданий, чем испытания для неё самой. Этот же смысл заложен и в совете апостола Павла: не вступайте в брак, потому что скоро гонения и конец. И страдать придётся не только самому, но и за всю семью. Поэтому если кто-то вам начнёт вещать, что монашество лучше семейной жизни, ссылаясь на 7-ую главу Первого Послания апостола Павла к Коринфянам, то это признак плохого знания Священного Писания.

Апостол Павел там не даёт никакого развёрнутого учения о браке. Он пишет применительно к конкретной ситуации ожидания скорого Конца Света. Кстати, апостол Павел в этой же главе говорит, что к безбрачной жизни надо иметь призвание, или харизму. Только как отклик на призыв Божий человек может отказаться от брачной жизни. А что получается из тех, кто такой харизмы не имеет, а монашество принимает, лучше уж и вовсе не говорить.

Негативное отношение к интимным отношениям даже в супружеской жизни было привнесено в Церковь позицией Блаженного Августина. Блаженный Августин - один из выдающихся мыслителей и богословов, жил в V-м веке. Его поиск истины и путь ко Христу был достаточно извилистым и сложным. Кто желает познакомиться с его житием, может почитать его автобиографию, которая называется "Исповедь": она является одним из шедевров христианской духовной литературы. В процессе поиска Августин попал в секту манихеев. Я не буду вдаваться в подробности учения этой секты, но они смотрели на брачные отношения, как на скверну, или следствие грехопадения. И вот это негативное отношение к физической близости людей, заимствованное им в осуждённой Церковью ереси, Августин включил в своё богословие.

Богословие блаженного Августина оказало огромное влияние на богословие всей римокатолической церкви. Там он - бесспорный авторитет, и его ложный взгляд был воспринят почти как догма. Интимные отношения стали восприниматься как безусловный грех. А почему? Аргументация приблизительно такая: супружеские отношения связаны с удовольствием; люди во время интимной близости получают удовольствие. И именно в нём, в этом удовольствии, по учению Августина, а в след за ним и католических богословов, заключается грех. В чём они там нашли грех - непонятно. Но именно такая позиция возобладала во взгляде на брак на западе. Единственным, и то, неполным, а частичным извинением греха интимной жизни, может быть рождение детей. Поэтому вступать в брачные отношения можно только в те периоды, когда женщина может забеременеть; запрещены любые контрацептивы, противозачаточные средства; для духовенства католической церкви узаконен целибат, то есть безбрачие, поскольку считается, что в браке человек оскверняется брачными отношениями. Конечно, такое издевательство над человеческой природой, и извращение замысла Божия, приводит к тому, что процветают противоестественные пороки, но принцип Блаженного Августина остаётся непоколебимым до сего дня.

К сожалению, подобные взгляды присущи и многим православным людям, и не только мирянам, но и значительной части духовенства, и, в первую очередь, конечно, из числа монашествующих. Но в православной церкви такая позиция рассматривается как заблуждение. Православная церковь не рассматривает супружеские отношения как грех. Потому разрешены и противозачаточные средства, что само за себя говорит, что интимные отношения между супругами важны и необходимы сами по себе, а не только как средство деторождения.

Но почему же всё таки Церковь выступает против беспорядочной половой жизни? Во-первых, слова Господа не могут идти вразрез или противоречить его же замыслу о человеке и о брачной жизни. Если Господь говорит, что сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, не скреплённые любовью, не созидают наш внутренний мир, а разрушают его, то значит так оно и есть. И вот почему... Бог создал людей по своему образу и подобию, и я уже не раз говорил, что цель человека - это уподобление Богу. Но Бог - не единица, Бог - Троица. А значит каждый человек призван достигать богоподобия не сам по себе, а в союзе с другим человеком. Муж - с женой, а жена - с мужем. Именно в браке двое становятся одной плотью. Две человеческие личности - но одна реальность, одна жизнь. Ведь даже в быту мы иногда говорим - "моя половина" - и всем понятно, что речь идёт о муже, или о жене. Вместе муж и жена составляют одно целое. Несколько соединяются в одно, наподобие того, как три Лица Святой Троицы соединены в Единого Бога. Ведь мы говорим не о трёх Богах, но об одном Боге, но Бог есть Дух, а единение Лиц Святой Троицы - это единение прежде всего духовное. В человеке две составляющие - духовная и физическая, и цель брака - достичь этого единства. И, в первую очередь, единства духовного. Брак начинается с физического единения, но он обречён, если люди не достигнут единения духовного. Быстро угаснет страсть, с возрастом меняются физические потребности, и если людей больше ничего не связывает, то брак не состоялся, потому что цель брака - это единение. А если его нет, то и брака нет.

Путь к единению - очень тяжёлый. Не случайно христианский брак предваряется Венчанием, где брачующиеся просят Божиего Благословения на грядущие испытания. Или какая глубокая символика заложена в чинопоследовании Венчания. Венцы над головой - как мученический символ, как знак победы над собой, над своим собственным "я" ради другого человека. Да и Тропарь, который поётся во время обхождения вокруг аналоя, "Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся...", он тоже должен напомнить молодым, на какой тяжёлый и ответственный путь они ступают. Путь, который только начинается с брачного ложе, но устремлён в вечность. Семья должна стать общиной единомышленников, "домашней Церковью", как называет семью апостол Павел.

Церковь - это и есть община единомышленников, людей, объединённых любовью друг ко другу и верою в Господа Иисуса Христа. В Церкви действует Святой Дух, и все эти характеристики должны быть применимы к семье. Только через любовь, только через жертвенность, через веру в Бога и Его помощь, супруги смогут преодолеть жизненные испытания, и в результате достичь полного духовного единения, которое продолжится в вечности, как отражение Образа Божия, явленного нам в тайне Святой Троицы.

Значит, интимные отношения вводят нас в тайну единства жизни с другим человеком. Мы становимся сопричастны ему, а он - нам. Мы становимся одной плотью, одним целым. Если в браке это - норма, то подобная связь помимо брака, во-первых, нарушает целостность самого брака, его цель как полное единение отодвигается.Если ты соединился с другим человеком, то значит разъединился со своей брачной половиной. И, более того, происходит подвижка во внутреннем мире самого человека, который совершил грех: он, через интимную связь, соприкоснулся с миром быть может совершенно чуждым, и даже враждебным ему.Ведь люди вступают в подобные связи на основании внешней симпатии. Но ты ведь не знаешь, что из себя представляет человек, которого ты в первый раз видишь, и уже тащишь в кровать?! Ведь сущность человека может обнаружиться не сразу, а по прошествии времени, и предупреждает апостол Павел, что тот, кто соединяется с блудницей, становится с неё одной плотью. А по своему внутреннему, духовному состоянию ты скатываешься на её уровень.

Мне в своей приходской практике приходилось сталкиваться с людьми, которые, даже не будучи церковными, после подобных деяний приходят в Храм и сетуют на очень тяжёлое внутреннее состояние. Говорят, ощущение, будто в помойную яму свалился. Откуда это ощущение грязи? От того, что ты стал частью человека, чей внутренний мир значительно хуже твоего. Ты разделил возможную обезбоженность души этого человека, и поэтому сам потерял Бога, и от этого ты страдаешь. Вот почему Господь и говорит в Нагорной Проповеди о половой распущенности как о грехе. Дело не в том, что если ты получаешь удовольствие, то за него надо будет расплатиться страданием. А в том, что через это удовольствие можно войти в мир, где Бога нет.

И, чтобы подчеркнуть важность своих слов, Христос прибегает к гиперболизму. Он говорит: "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твоё было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твоё было ввержено в геенну". Не надо, конечно, эти слова воспринимать буквально. Гиперболизм - это преувеличение, такой приём часто использовали пророки, чтобы подчеркнуть важность того, что они говорят, привлечь внимание к своим словам. Тоже самое и здесь. Христос как бы говорит: обрати внимание на Мои слова, не упускай их из вида, это очень важно.

Поэтому, когда у нас возникают подобные мысли, то не надо хвататься за топор и обрубать себе конечности, а надо вспомнить слова Господа о том, что это может нанести серьёзный ущерб нашему духовному состоянию. Через бездумное проявление своей сексуальности мы можем войти в орбиту зла и потерять для себя Бога.

На этой теме я завершу нашу сегодняшнюю беседу, дабы каждый из нас мог сделать для себя правильные выводы из услышанного. Храни вас всех Господь! До свидания!



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar