Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Глебов. Беседа 16. О спасении


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239970

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/t5gWnopy33Y

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/016_Aleksandr_Glebov_istoriya.mp3


Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодня мы перейдём уже, собственно, к началу общественного служения Спасителя, к Его проповеди, к Его учению и к Его делам. Начало общественного служения Спасителя евангелист Марк описывает так: "После того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божие; покайтесь, и веруйте в Евангелие". Это первые слова проповеди Спасителя. Если мы разберём их более тщательно, опираясь на оригинальный греческий текст, то они будут иметь немного иной смысл, и мы правильно их поймём.

Первое: "...пришел, проповедуя Евангелие...". "Проповедуя" - это не совсем точный перевод, ведь мы знаем, что такое проповедь. Евангелие - это Благая весть, а весть не проповедуют; её объявляют, или возвещают, или провозглашают. Значит Христос, выйдя на служение, стал возвещать. А что возвещать? Евангелие. Но ведь Евангелие как книга появилось значительно позже. Христос стал возвещать власть Божию: после грехопадения мир был во власти дьявола, а с пришествием Христа его власти конец. Вот это и есть Евангелие.

Христос стал говорить: "...исполнилось время...". Что это значит - "исполнилось время"? Есть два греческих слова, обозначающих "время": первое - это "хронос", что, собственно, и обозначает "время", а второе звучит так - "кайрос". "Кайрос" - это «назначенный Богом срок». Считалось, что Бог всему назначает свой срок, "всему своё время", как говорим мы. И здесь, как раз, упоминается "кайрос": срок, назначенный Богом для пришествия Христа.

"...приблизилось Царствие Божие..." - опять таки, так это звучит в нашем переводе; в греческом тексте - "оно уже здесь". Там, где Христос, там и Царство Божие; наступил конец этого времени, и Царство Божие там, где Иисус Христос. Конечно, это было для всех окружающих Спасителя людей ошеломляющей новостью.

"...покайтесь, и веруйте в Евангелие..." - а в какое Евангелие? От Марка, от Матфея? И, опять таки, это наш перевод. В оригинале стоит "веруйте в Это Евангелие". В какое "в это"? А в то, которое только что было произнесено: в то, что Царство Божие уже здесь. Это и есть Благая весть, это и есть Евангелие.

Для современников Христа вот эти слова о том, что Царство Божие уже здесь звучали очень многозначительно, и означали они очень много. Дело в том, что в этих словах для каждого иудея того времени сокрыт большой смысл. Ведь иудеи были людьми религиозными, грамотными в вопросах веры (даже язычники считали их очень набожными, в отличии от них самих), и иудеи знали своё Священное Писание. Каждый иудейский мальчик как правило посещал синагогальную школу, где изучал Ветхий Завет, и все прекрасно знали пророчество Исаии, который пишет: "Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!"...Господь возвращается в Сион. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима; ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим...". Это цитата из Книги пророка Исаии, глава 52-ая.

И эти слова Исаии помнил абсолютно каждый иудей. О чём они говорят? Это было в 6-ом веке до Рождества Христова, когда Иудея была захвачена вавилонским царём Навуходоносором. Иудеи были уведены в плен, храм разрушен, но у них постоянно была надежда, что Бог выведет их из плена; и царство будет уже не Вавилонское, но Царство Божие. "Воцарится Сам Бог на Сионе, воцарится Господь во век, Бог мой, Сионе, в род и род". Вот о чём мечтали иудеи, этой надеждой они и жили.

Но время шло, пала Вавилонская империя, на смену им пришли персы; затем греки, потом римляне. Менялись империи, а в жизни иудеев ничего не менялось - они из под власти одной империи попадали под власть другой. У иудеев не было военной силы, чтобы противостоять ведущим державам, и, поэтому, им оставалось только одно: ждать своего часа. Раз уж нет военной мощи, чтобы противостоять языческим империям, то надо надеяться на чудо, когда сам Бог вмешается в естественный ход истории, и через Своего особого посланника, которого евреи называли Мессия, восстановит справедливость. Язычники будут наказаны, их гегемонии придёт конец, а израильскому народу Господь воздаст за все обиды и унижения. Наступит новая эра, новый миропорядок, новое Царство, где будет править не римский кесарь, а Бог; это и будет Царство Божие.

Именно через призму многовековой политической угнетённости воспринимали иудеи пророчество Исаии: "как прекрасны ноги благовестника, благовествующего мир". "Ноги благовестника" означает "приход благовестника", приходят ведь ногами; а "Евангелие", как мы уже говорили, по-гречески "Благая весть". Само слово "Евангелие" в Ветхом Завете не встречается ни одного раза, зато встречаются слова "благовестник", и "благовествовать". Именно здесь, в 52-ой главе Книги пророка Исаии.То, что я сейчас прочитал.

Со времени пророка Исаии в иудейском народе никогда не угасало страстное желание, чтобы когда-нибудь это произошло: Бог - Царь, и Его Царство стали реальностью. И Христос что говорит?Наконец то исполнилось это пророчество, пришло Царство. Там, где Христос, там и есть Царство Божие. И вся дальнейшая деятельность и проповедь Христа говорила именно об этом Царстве, и о том, что нужно сделать, чтобы Его наследовать.

Значит, если более точно прочитать смысл приведённых мною двух стихов из первой главы евангелиста Марка, о начале служения Христа, то они будут звучать приблизительно так: "Пришёл Иисус в Галилею, возвещая власть Божию; говоря, что исполнился назначенный Богом срок, и наступило Царствие Божие".

Но что имел ввиду Христос, когда говорил о Царстве Бога? Что мы понимаем под этим выражением? Словари говорят, что "царство" - это государство или территория, управляемая царём. Но означает ли это, что Христос намеревался установить государство, которым будет управлять Бог, или Он Сам от имени Бога? Ведь от этой идеи Христос совершенно определённо отказался в момент искушения, о чем мы с Вами говорили на прошлой лекции. На протяжении всего Своего служения Он ясно давал понять, что Его Царство - не политическое. Например, когда Иаков и Иоанн пытались претендовать на первые места в Его будущем Царстве, то получили от Христа выговор, как не понимающие сути Его служения. Вопреки ожиданиям иудеев, на вопрос фарисеев о том, когда придёт Царствие Божие, Иисус отвечал: "...не приидет Царство Божие предметным образом, не скажут вот оно здесь, или вот там; ибо Царствие Божие внутри вас есть...". Да и на вопрос Пилата Он ясно ответил: "Царство Моё - не от мира сего".

Некоторые христиане полагали, что Христос преимущественно занимался основанием общества, которым будет управлять Бог; в отличии от политического государства, которым управляют люди. Многие богословы средних веков, следуя блаженному Августину, говорили, что Царство Божие, о котором говорил Христос - это организованное общество людей, которыми управляет Бог, и называется оно Церковью. Даже в наши дни некоторые наши проповедники говорят о Царстве Божьем как будто это и был синоним Церкви.

Но есть также очень примитивное понимание Царства Божия как исключительно загробной реальности, места блаженства, куда попадают души праведников; а души грешников попадают в места мучений. Такое средневековое представление людей о рае и аде, о Царстве Божьем и о царстве сатаны. Это, кстати, отражено в "Божественной комедии" Данте; да и в православном мире, наверное, в любом храме, продаются брошюры с видениями блаженной Феодоры о загробных мытарствах души. Но всё это, конечно, плод человеческой фантазии. Совершенно очевидно, что под Царствием Божьим Христос понимал не первое, не второе, и не третье. Царство Божие - это не политический манифест, это не Церковь, и это не садик на небе.

Ключ к смыслу того, о чём говорил Христос, может быть найден в языке, на котором Он говорил. Хотя Христос, наверное, знал два или три языка, всё-таки большая часть Его поучений была произнесена поарамейски, на языке, наиболее известном населению Палестины. Конечно Евангелие, как и весь Новый Завет, были написаны по-гречески, и поэтому мы не знаем точно, какие слова использовал Христос. Но даже греческое слово, переводимое в нашей Библии как "царство", означает "деятельность властителя, или царя", но не территорию, которой Он управляет. Поэтому правильно будет предположить, что Христос говорил не о том, что следует называть Царством Божьим в нашем смысле понимания, как о каком-то месте или территории, а о "Царствовании Бога" - Его владычестве, Его власти в сердце человека.

Поэтому Христа интересовали не политические или социальные проблемы, а качество жизни людей, их отношения с Богом и друг с другом. Это, кстати, помогает объяснить некоторые из сложных высказываний Христа о Царстве Божьем. Например, "...не приидет Царство Божие предметным образом, не скажут вот оно здесь, или вот там; Ибо Царствие Божие внутри вас есть...". Или по другому поводу Он сказал Своим ученикам: "...кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не войдёт в него...". Понятно, что политическая территория не может существовать в жизни отдельных лиц. Люди не могут принять в себя государство, или оно не может быть среди людей. И когда Христос стал говорить, что Его Царство не от мира сего, что Он пришёл избавить людей не от власти римлян, а от власти греха, что Его послание обращено не только к евреям, но и ко всем людям в равной степени, то иудеи отказались принять такого Мессию. То, что Христос делал и чему Он учил, никак не соответствовало представлению большинства иудеев о Мессии, поэтому они не приняли Его и распяли.

Для того, чтобы более подробно попытаться понять, что означает Царство Божие, надо вернуться к самому началу библейской истории - к истории творения людей. Бог ведь сотворил в мир человека не просто так, не ради интереса, не для того, чтобы посмотреть, что получится из нас; Он знал, что из нас получится. У Бога есть замысел о человеке: слово Божие говорит, что человек создан по образу и подобию Божьему. Образ Божий - это те качества, которые делают человека человеком. Это то, что отличает нас от всего остального мира. А подобие - это то, что должно сделать человека подобным Богу. В результате своей жизни человек, развивая в себе качества образа Божия, должен максимально стать похожим на Бога, стать подобным Ему. Те люди, которым это удаётся в большей степени, чем остальным, называются преподобные, то есть подобные Богу в высшей степени (например, преподобный Сергий Радонежский); "преподобный" - похожий на Бога человек.

Это уподобление человека Богу, приближение человека к Богу, путь соединения человека и Бога, на языке Библии называется Царство Божие. Когда Бог царствует в сердце человека, когда нет препятствий для Его власти над человеком.А препятствие ведь только одно - грех. Совершая грех человек отдаляется от Бога, попадает под власть дьявола, изгоняет Бога из своего сердца. Когда-то, на заре человеческой истории, первые люди, поддавшись на искушение дьявола, совершили грех и утеряли власть Бога над собой. Образный язык Библии описывает эту катастрофу как изгнание людей из рая. Никуда они, конечно, не были изгнаны; где они были - там они и остались (территориально), но Бога они уже ощущали не внутри себя, а извне.

Помните историю, когда после грехопадения Адам слышит, как Бог ходит по раю. Если раньше Адам, до грехопадения, ощущал Бога внутри себя, и он был в Царстве Божьем, потому что Бог был в нём, то теперь Адам только слышит, как Бог ходит по раю. Он слышит Его не внутри себя, а извне, потому что он совершил грех и выгнал из себя Бога. Он уже не в Царстве Божьем, а Бог уже не в нём. Конечно, эту историю нужно понимать не буквально: что вот, Бог гуляет по саду, Адам слышит Его шаги. Это всё образный язык Библии, который передаёт через внешнее описание внутреннее состояние Адама. Его состояние после грехопадения, его потерю Бога. Бог становится ему чужим; Он зовёт Адама, а Адам прячется от Него под кустом, не хочет говорить. Для людей религиозных такое состояние может быть знакомо: когда мы совершаем грех, изгоняем из себя Божественную благодать, когда дом наш телесный остаётся пуст, то предстояние перед Богом становится очень тяжёлым. Глаза на икону не поднять, в храм не войти; от Бога хочется спрятаться, сказать "ладно, потом", также, как Адам пытался спрятаться от Бога под кустом. И требуется время, чтобы Господь по своей милости, а не по нашим заслугам, вернул нам радость общения с Ним и слёзы покаяния.

Наказание за грех состояло не в том, что Бог обиделся на людей и обрёк их на дальнейшее безрадостное существование. Само греческое слово - "грех" (по-гречески звучит как "амортиа", где "а" - приставка, означающая отрицание, "мортиа" - "непопадание в цель", "промах") означает, что люди промахнулись, не попали в цель. Они поверили дьяволу, который обманул их, и будет до конца мира обманывать род человеческий. Ибо как сказал Господь "...он ложь, и отец лжи...". У людей была возможность вернуть Царство Божие, но для этого надо было осознать свою ошибку, и принести Богу покаяние. А на покаяние у них не хватило силы; не захотели, стали перекладывать вину друг на друга: Ева стала во всём обвинять змея, Адам - Еву, и даже косвенно, Бога ("жена, которую Ты мне дал" - так Адам как бы обвиняет Бога за то, что Он дал ему жену, которая предложила ему запретный плод).

После грехопадения достижение цели человеческого бытия - уподобления Богу - стало невозможно. Сам по себе человек не может стать как Бог; в этом стремлении он должен опираться на силу Божественной благодати. Должно быть взаимодействие человеческих усилий и помощи Божьей. Это то, что греческие Отцы называли словом "синергия", то есть сложение сил, соединение энергий, Божественной и человеческой. Поскольку грехом была порвана связь с Богом, то люди стали опираться только на свои собственные силы, и оказались неспособными вернуть себе Царство Божие, и об этом свидетельствует вся ветхозаветная история. Люди отказались быть как Бог; точнее, не отказались от этой цели, но выбрали путь, предложенный не Богом, но дьяволом. Ведь дьявол, искушая Еву, обозначил перед нею цель: он сказал, что если съедите запретный плод, то будете как боги. Господь полагает быть, как Он, и дьявол говорит тоже самое. Но если Бог говорит, что путь к богоподобию должен сопровождаться трудом, послушанием Богу, постепенным вырастанием человека до Бога, его развитием, то дьявол предлагает лёгкий путь - путь магии, некий фокус. Съел плод - и ты уже как бог. Конечно, в результате этого обмана люди не стали богами, а потомки Адама и Евы не то, что богами не стали, но часто теряли и человеческий облик.

И для того, чтобы вернуть людям возможность достигать богоподобия, чтобы спасти людей от власти дьявола, Бог сам становится человеком. Люди не стали как Бог, тогда Бог становится человеком. И в личности Иисуса Христа происходит соединение божественной и человеческой природы, восстановление связи между Богом и людьми. Возвращается возможность обретения Царства Божия. То есть Царство Божие - это способность проявлять через себя Бога для людей. И те, кто следуют за Господом, слушают Его слово, исполняют Его волю, являются такими «духоносными» источниками. Это святые люди, которые являют нам качества Бога: и Его любовь, и чудеса, и способность к сверхъестественному. Бог действует через них, поскольку они близкие Ему, они уподобились Богу и Бог прославил их. Значит, Царство Божие - это действие Бога в жизни человека. Царство Божие - состояние богоподобия, когда Бог в нас.

Для обретения Царства Божия Христос ставит два условия: Он требует покаяния и веры ("покайтесь и веруйте в Евангелие"). Что значит покаяние? К покаянию призывал Иоанн Креститель. Иоанн Креститель говорил: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие". Фактически, тоже самое, что и Господь. И Иоанн Креститель совершал Крещение покаяния, и Христос говорил: "Покайтесь!". Говорили они как бы одно и тоже, но при этом имели ввиду совершенно разные вещи.

Что значит покаяние в устах Иоанна Крестителя и у Христа? И, вообще, что такое покаяние? По-гречески "покаяние" произносится "метанойя", и буквально переводится как "перемена ума" ("нойя" - значит "ум", "разум"). Мы знаем похожее слово из психиатрии - "паранойя", что значит "безумие", корень тот же самый - "нойя". То есть это имеет отношение к уму. Но вот что важно сказать: под умом здесь понимается не интеллект. В библейской антропологии, библейском учении о человеке, существует ряд особенностей. И слово "ум" в Библии означает не интеллектуальные способности человека, а его нравственное начало.

Вообще, как и сейчас, так и в древности, какие-то свойства человека связываются с определёнными частями тела. Мы связываем сейчас ум с мозгом, с головой. Смотрим, что человек не очень нормальный, говорим, что "с головой у него не всё в порядке". Наши какие-то любовные или злобные чувства мы связываем с сердцем. То есть разные органы являются как бы вместилищем тех или иных человеческих свойств. А в Библии совершенно иные привязки. Ум там никогда не связывался с головой, он связывался с сердцем. Когда Библия говорит "сердце", то имеется ввиду именно нравственное суждение человека. Благие или злые помышления сердца. "Сердцем человек мыслит, там его ум", - так говорит Библия, и Господь в Евангелие подтверждает это суждение древних. Он также говорит об уме как о функции сердца. Например, фарисеям Христос говорит: "Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?". "...Мыслите в сердцах...". А в другом месте прямо указывает на сердце как на источник дурных помыслов: "...ибо из сердца исходят злые помыслы...". Убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуление; мысли из сердца исходят.

А вот любовь мыслилась "во чреве", "в утробе", или, как ещё называется, "внутренняя". За каждой литургией мы слышим: "...благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его..."; то есть весь мой живот, всё чрево моё благословит, восславит Господа. Люди любили, или благословляли и прославляли Бога чревом. Христос говорит: "Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой". Так сказано в Писании, но это не значит, что у уверовавшего во Христа должна из живота потечь вода. Верующему человеку любовь Божия дарует Вечную Жизнь. В молитвах мы называем Бога "благоутробным" - благая утроба. Вот такие вот представления, особенности библейской антропологии. Значит, ум в Библии не означает интеллект, это нравственное состояние. И, когда говорится о покаянии, о "метанойя", об «умоперемене», то имеется ввиду перемена нравственного состояния человека, а не то, что он должен начать как-то по другому мыслить.

Значит, у Иоанна Крестителя и у Христа слова покаяния означают разные вещи. Иоанн ушёл в пустыню. Символически - это пустыня между Ветхим и Новым Заветом. Новое приблизилось, но ещё не пришло, ветхое - отжило, но ещё не ушло. Иоанн находится как бы в промежутке, но он использует в своей проповеди выражения и понятия из Ветхого Завета. Царство Божие приходит у него в суде, в огне, в наказаниях, также как и покаяние. В Библии, в Ветхом Завете, оно означает "поворот", или "обращение назад". Именно так и описывается миссия Иоанна Крестителя в Книге пророка Малахии, где Иоанн называется Илия: "Вот, я пошлю к вам Илию пророка,перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их". «Обратит», то есть повернёт назад. Назад к кому? К ветхозаветным праведникам. Был Авраам с его незыблемой верой, был Моисей, были великие пророки, но сейчас то этого нет. Надо вернуться назад, к вере отцов, к познанию Бога; вот это и означает покаяние у Иоанна Крестителя - возврат к вере отцов.

Христос ничего подобного не имел ввиду, когда Он говорил "покайтесь". Он говорит "покайтесь" не для того, чтобы вернуться ко временам Авраама и Моисея. Христос идёт вперёд. Иоанн говорит «...обернитесь назад, покайтесь, вернитесь к вере отцов, тогда вы избежите суда...». А Христос говорит «...идите за мной, и тогда вы почувствуете в себе Царство Божие. Сначала маленькое, как горчичное зерно; но постепенно оно вырастет, с укреплением вашей веры. Кто обрёл в себе это Царство, пусть даже маленькое, неприметное, но оно как закваска - сквасит всё тесто. Горчичное зёрнышко пустит корни, вырастет большое дерево; нужен труд, терпение, нужна вера, потому что не каждый хочет потрудиться над прорастанием в себе Царства Божия. Будет посеяно много, но часть склюют птицы, часть засохнет, а то, что останется, то и вырастет. Но если человек ощущает в себе Царство Божие, то он подобен купцу, который нашёл драгоценную жемчужину, которую он больше ни на что не поменяет...».

Вы понимаете, что все эти образы взяты из притч о Царствии Божием. Так что покаяние у Христа – это снятие пелены с глаз и устремлённость вперёд. А у Иоанна Крестителя назад. То есть совершенно разные направления движения.А куда вперед? Что должно измениться в сознании человека и в его поведении? Об этом вся дальнейшая проповедь Спасителя. Ведь собственно в Евангелии одна тема – это тема Царства Божия, и как в это Царство можно войти через покаяние.

Значит покаяние - это изменение человека от худшего к лучшему. Человек может принять систему ценностей, принесённую нам Христом, только тогда, когда его внутренний мир будет согласен с этой системой ценностей. Подобное познаётся подобным: человек не может наследовать Царства Божия, если ему противно само содержание этого Царства. Для того, чтобы принять весть о Царстве Божьем и войти в него, человек должен ему соответствовать, а для этого соответствия необходимо желание и труд по изменению себя. Конечно, только опираясь на свои собственные силы, изменить самого себя не возможно, даже при наличии большого желания. Ведь мы на своём собственном опыте знаем, как сложно бывает избавиться от дурных привычек, тяжёлых черт характера, греховных навыков, которые становятся частью нашей природы.

Изменить человека при наличии его желания может Бог. В Церкви существует такое таинство, которое называется Исповедь. Люди часто не понимают смысл этого таинства и считают приблизительно так: если они подойдут к священнику и расскажут ему все свои грехи, то они будут освобождены от ответственности за эти грехи. Поэтому приходят с огромными списками, часто используют при составлении этих списков своих грехов брошюры типа "Как подготовиться к Исповеди", или нечто подобное в этом роде. На мой взгляд подобная литература должна быть изъята из продажи в наших храмах. Такое ощущение, что её составители люди не вполне здоровые. Перечень грехов, приводимый там, свидетельствует либо о буйной фантазии, либо о ненормальности автора. Я считаю неприличным для себя приводить в эфире епархиального радио примеры из этих писаний, но настоятельно рекомендую не использовать подобные шедевры при подготовке к Исповеди.

Грех – это не преступление, а болезнь. Если преступник чистосердечно раскается в содеянном, то наказание ему будет, действительно, смягчено. Но если больной придёт к врачу и станет рассказывать о своих болячках, то легче ему не будет. Болезнь надо лечить, а не говорить о ней. Лекарством от болезни греха является Божественная благодать, "немощная врачующая и оскудевающая восполняющая", как гласит молитва. Мы, конечно, часто используем в Церкви юридический язык, и говорим "Господи, прости нас". Но Бог нас всех давно простил, Он принёс себя в жертву, искупая человеческий грех. Да и разве может Он не простить, если человек этого прощения просит, ведь Бог - это и есть любовь?! И одна из основных тем Евангелия заключается в том, что Бог всегда простит и примет кающегося человека.

Но ведь одно дело - простить и принять, а другое дело - самому человеку измениться и стать другим. И правильный подход к таинству Исповеди состоит не в перечислении знаемых и незнаемых грехов, а в том, что человек, осознавая свой грех, один или несколько, кается в нем, понимает, что больше он с этим жить не может, но силы нет преодолеть. И, подходя к аналою с Крестом и Евангелием, он просит у священника не простить грех, ведь священник простить грех не может, священник и сам человек грешный. Но если священник видит, что кающийся искренен в своём покаянии, если он действительно хочет измениться и преодолеть грех, то они вместе обращаются к Богу с молитвой, с просьбой, чтобы Он дал человеку силу, силу Своей благодати, опираясь на которую грех будет преодолён и побеждён. Вот тогда и произойдёт покаяние, или изменение человека, его отход от греха и приближение к Богу.

Покаяние – это дело не только человеческое, но и Божественное. В ответ на наше раскаяние и молитву Господь даёт нам силу для преодоления греха, и вот это и есть покаяние. Призыв к покаянию не отделим от принятия Царства Божия. Почему и начал Господь Свою проповедь о Царстве Божьем с призыва к покаянию. Его современники должны были изменить своё сознание, дабы вместить весть о том, что Он несёт им освобождение не от власти римлян, а от власти греха; что Его Царство - это не политическая гегемония евреев в мире, но оно не от мира сего, и находится это Царство в сердце человека. Что Его весть о спасении обращена не только к избранному народу, но и ко всему миру; что Богу большая радость от обращения одного грешника, чем благочестие девяносто девяти праведников. Всё это, и многое другое, что говорил Христос, являлось вызовом для Его современников, ломало привычные стандарты их представления о религиозной жизни. Всё это требовало изменения ума, или, как мы говорим по-русски, покаяния.

На этом на сегодня всё. Храни вас Господь. До свидания!



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar