Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Глебов. Беседа 15. Крещение и искушение в пустыне


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239969

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/91QYSwf7SRU

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/015_Aleksandr_Glebov_istoriya.mp3


Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Продолжаем наши лекции по Библейской истории. Евангелисты-синоптики -  Матфей, Марк и Лука - говорят, что сразу после Крещения Господь уединился в пустыне, где Он подвергся испытанию или искушению от дьявола. Евангелист Матфей описывает это так: "Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему". Вот такая вот история.

В этом рассказе - рассказе об искушении, как и в рассказе с Крещением Христа, мы также имеем дело с мессианской историей. На прошлой лекции я уже кратко говорил об этом жанре, но сегодня я ещё раз напомню, и это очень важно понять: мессианскую историю нельзя воспринимать как фотографическое описание. Совершенно необязательно, что всё происходило именно так, как описано в Евангелие. Я сейчас зачитал историю об искушениях Спасителя, но давайте подумаем: а откуда евангелисты о ней узнали? Ведь невозможно представить, что за Христом бежала толпа журналистов с магнитофонами и записывала о чем Он говорил с дьяволом? То, что Христос был в пустыне - это понятно. А сколько времени Он там пробыл - это вопрос. Мы не можем точно сказать сколько длились искушения. Я уже говорил, что в Библии в целом, и в Евангелие в частности, цифры часто имеют не арифметическое значение, а символическое.

Цифры говорят о содержании, о том, что произошло. Сорок - это библейское символическое число, означающее время испытания перед началом какого-то важного, исторического события. Например, сорок суток продолжался всемирный потоп; сорок лет странствовал Израиль по пустыне, прежде чем вошёл в Землю Обетованную и, собственно, началась история народа Божия. Сорок дней и ночей постился Моисей на Синае, перед получением заповедей; сорок лет находился Израиль во власти филистимлян; сорок дней и ночей шёл пророк Илия через пустыню к горе Хорив. Сорок дней является воскресший Господь Своим ученикам, и на сороковой день возносится.

Кстати, эта библейская символика вошла и в благочестивую традицию поминать усопшего на сороковой день; согласно этому поверию душа умершего сорок дней проходит через испытания, всё вспоминает, а на сороковой день Бог выносит свой суд. Это, конечно, не догма Церкви, а просто благочестивая традиция, в основе которой лежит библейское, символическое значение числа сорок.

И когда евангелист говорит, что Господь постился сорок дней - то это означает, что этот период был временем испытания перед началом Его общественного служения. А сколько это время длилось - сорок дней, тридцать пять или пять - это не важно. Тоже самое можно сказать о количестве искушений: сколько раз дьявол искушал Христа - три или сто три? Не ясно, ведь три - это символическая цифра, означающая в Библии превосходную степень. Искушения у Христа были на протяжении всей Его жизни, как и любого человека. Важен в подобных рассказах не факт, а богословское содержание.

Такие рассказы, которые представляют Христа как Спасителя мира, называются мессианскими историями. Они подобно иконе. Наверное, каждый знает, чем икона отличается от портрета или от фотографии: икона всегда пользуется какой-то символикой. Портрет или фотография изображают реальность такую, какая она есть; икона изображает не реальность, какая она есть, а смысл этой реальности. А смысл можно уяснить благодаря символике, которая вносится в иконы. Например, мы смотрим на икону Спасителя, Матери Божией или святых, и над их головами всегда изображается сияющий круг - нимб. Но ведь, понятно, что святые не ходили с нимбом. Так изображается их святость, их слава: как на ветхозаветной скинии было сияние, так и над головой святых сияние, как знак присутствия в них Бога. Когда апостол Павел на иконах изображается с мечом, то это не значит, что он ходил с мечом. Меч - это символ Слова Божия, которым он возвещал Евангелие. Когда апостол Петр изображается с ключом, то это символ слов, которые Христос сказал Петру, что Он даст ему ключи от Царствия Божия, и так далее. В этих рассказах используется символика.

Приведу ещё такой пример. Есть два типа иконы Воскресения Христова: икона каноническая, древняя, и более поздняя, западная, эпохи ренессанса. Ренессанс - это не каноническая, но распространённая икона: там изображён Христос, вылетающий из гроба, в Его руках знамя, это знамя победы над смертью; войны, стерегущие гроб, поражены сиянием Его славы, они падают. Всё это - попытка изобразить как именно произошло Воскресение. Но ведь свидетелей Воскресения не было, а знать как оно произошло - интересно. Но это благочестивая ложь - мы не знаем как произошло Воскресение. А вот древние, канонические иконы Воскресения, не показывают как произошло Воскресение Христово, но они показывают что произошло, суть события, его богословие. На древне-канонической иконе Воскресения Христова изображён вырез в пространстве, вырез в потусторонний мир, который мы не видим. И там, в невидимом пространстве, Христос в золотой одежде, а золото - это символ царской власти; под ногами Христа вырез в другое пространство - в Шеол (буквально - "подземный мир", "обитель мёртвых"), мы его тоже не видим. Из гроба выходит Адам и Ева, и в их лице Христос вытягивает из ада всё человечество; то есть Христос своим Воскресением воскресил всех людей. Не показано как Он это сделал, но показано что Он сделал.

Вот такая же символика относится и к истории с искушениями. Первое искушение - хлебом. Ты голоден, хочешь есть? Сотвори чудо, дабы камни стали хлебом. Но здесь ещё присутствует и игра на ассоциациях: дело в том, что в те времена хлеб по цвету и по форме отличался от сегодняшнего, привычного нам. Он был действительно похож на куски известняка, на камни. И у голодного человека, когда он видел такой камень, невольно возникала мысль о хлебе. В другом месте Евангелия Господь скажет : "Если сын попросит хлеба, отец не даст ему камень". То есть не обманет его сходством. А в чем же здесь искушение? Ведь искушение - это такое состояние, когда у человека возникает желание совершить грех. А какой же грех в том, чтобы поесть, когда хочется? Ведь, когда у нас возникает чувство голода - то мы едим, и греха в том никакого нет. Более того, мы каждый день просим Господа, чтобы нам было что есть - "хлеб наш насущный дашь нам днесь". И Господь ведь сотворил похожее чудо, когда накормил пять тысяч человек пятью хлебами.

Второе искушение - броситься с крыши Храма и не разбиться. В пользу того, чтобы Господь совершил это чудо, дьявол даже цитирует Библию, приводит отрывок из 90-го Псалма: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею". Но сколько Господь совершил чудес, и каких - даже мёртвых воскрешал. Греха то в чуде нет. Но Господь воспринимает это предложение как искушение, и отвечает также словами Писания: "Не искушай Господа Бога твоего".

Третье искушение имеет уже ярко выраженный характер попытки склонить Христа ко греху; греху, как отказу от Бога, и поклонению сатане. А взамен получить власть над миром. "Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира, и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Когда мы размышляем об этой истории, то её не стоит воспринимать буквально, так, как эта сцена обычно изображается на картинах. Когда стоит Христос, а рядом с ним дьявол, с хвостом и рогами, и между ними происходит разговор. А когда нас с вами посещает искушение, то это же не означает, что к нам, видимым образом, подходит дьявол и начинает предлагать сделать то-то и то-то; а мы ему что-то отвечаем - либо соглашаемся, либо нет. Мы понимаем, что искушение, которое у нас время от времени возникает - это состояние нашей внутренней борьбы, в том случае, если мы, конечно, с искушением боремся, а не с радостью принимаем его.

Также происходило и со Христом: Его искушение - это не диалог с дьяволом, а мысли и желания, которые одолевали Его. Источником этих мыслей и желаний был, конечно, дьявол, ведь Христос был не только Богом, но и человеком. Как Бог Он, конечно, знал, что с Ним произойдёт, но хотел ли Он этого как человек? Конечно, нет. Как может человек хотеть страдания и смерти? И перед своим арестом в Гефсиманском саду Господь молился, чтобы чаша страданий Его миновала, но воля Божия была такова, что Ему предстояло умереть ради жизни мира, и Он был послушен этой воле "даже до смерти, смерти же крестной", как говорит апостол Павел. Но последующее за смертью Воскресение будет означать победу над дьяволом, это будет конец его власти над человеческой волей. Дьявол более не будет князем мира сего, он будет князем для тех, кто его таковым считает, служит ему и исполняет его волю. Но если воля человека направлена к Богу, то дьявол бессилен. Поэтому ему очень важно было сбить Христа с того жертвенного служения, ради которого Он пришёл в мир. И дьявол пытается предложить Ему стать земным Мессией: он предлагает Христу завоевать мир хлебом, то есть экономикой (первое искушение), чудом (второе искушение) или мечом (третье искушение). Он предлагает Христу быть царём, чудотворцем, кем угодно, но только не искупителем рода человеческого.

Вот в чём заключалось искушение, соблазн. Это те человеческие мысли Христа, которые начались после Крещения в пустыне и посещали Его на протяжении всех трёх лет общественного служения. А проводниками такого рода искушениям иногда становились даже очень близкие люди. Например, когда апостол Петр отговаривает Его пойти в Иерусалим, где Он пострадает, то Господь прямо говорит ему: "Отойди от Меня, сатана". Те же самые слова, что и в истории с искушениями в пустыне. Но в пустыне - это мысли, с которыми борется Христос, а в случае с Петром проводником этой дьявольской мысли становится уже апостол. Но цель одна - отвратить Христа от Его спасительной миссии.

Конечно, на протяжении всей жизни Христу, по своей человеческой природе, приходилось бороться с искушением: с искушением стать таким Мессией, каким Его, собственно, и ожидали увидеть иудеи - славным и могучим земным царём, чудотворцем, который всех накормит. Но это означало бы нарушить волю Божию, и, образно говоря, поклониться сатане, поддаться его искушению. В этой истории под искушением надо понимать не желание склонить Христа ко греху в нашем понимании, как это у нас бывает, а попытку дьявола соблазнить Христа земной славой, могуществом, царством, дабы Он соблазнился этим и отказался от замысла Божия - пройти через горнило страданий и смерти ради спасения людей. И три предложения дьявола - это три варианта одного и того же искушения - выступить в качестве политического Мессии.

А как эти внутренние переживания Спасителя нашли отображение на страницах Евангелия? Конечно, Христос сам рассказал апостолам об искушении Его сатаной, и о борьбе с ним, и о победе, и понятно почему Господь это сделал: ведь ученики постоянно подвергались точно такому же искушению, как и Он сам, о чем Господь прямо сказал им на тайной вечере: "Вы пребывали со Мною в напастях Моих". Искушение учеников состояло в надежде на Христа как на политического Мессию. Теми же самыми мыслями и дьявол искушал Христа, и для того, чтобы укрепить апостолов Господь рассказал им о Своём собственном опыте по преодолению этого искушения. А значит, что у евангелистов Матфея и Луки сцена искушения - это мессианский рассказ о таком Мессии, который завоюет мир не чудесами, не хлебом, не экономическими какими-то методами, не мечом, а жертвенным подвигом.

Что ещё интересно: у евангелиста Марка история искушения - это уже иной рассказ, который напоминает о рае. Я сейчас зачитаю, это буквально два стиха Евангелия от Марка, гл. 1, ст. 12-13: "Немедленно после того (то есть после Крещения) Дух ведёт Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему". Всё, это весь рассказ об искушениях в Евангелии от Марка. Давайте более подробно его разберём.

Христос в пустыне ("пустыня" по-гречески "ренос", означает "безлюдное место"). Но пустыня - это совсем не обязательно пески. Пустыня - это то, что по -славянски мы называем "пустынь", то есть место, где нет людей, уединённое место. А чем был первозданный рай? Это же была пустыня! Ведь кроме Адама там людей не было. Далее: Адам в раю искушался сатаной; и Христос в пустыне искушается, дьявол искушает Христа в пустыне. Здесь показана икона нового Адама: Адам поддался на искушение дьявола, а Христос - нет. Это образ нового человека. Более того, у Марка не говорится, что Христос в пустыне был голодным, там написано "...Ангелы служили Ему...". Служить - по-гречески "диаконэ", отсюда слово иакон", то есть изначально диакон - это тот, кто кормит, тот, кто приносит пищу, официант. Значит, Ангелы приносили Христу в пустыню пищу, то есть служили Ему, кормили Его; как и Адама, который ел ангельскую пищу в раю. Адам был в раю со зверями, и о Христе говорится, что Он в пустыне со зверями, и звери Его не трогают.

И это также напоминание о райском состоянии человека, ведь согласно Книге Бытия Адам до грехопадения жил в единстве со зверями, и звери не представляли для него опасности. Это грех принёс дисгармонию в мир, в человека, в природу, и некоторые звери стали представлять опасность для людей. Об этом, в частности, рассказывает один иудейский апокриф: кто-то из зверей, по-моему, это был волк, напал на одного из сыновей Адама и Евы, и то ли загрыз, то ли поранил его. Ева упрекает этого волка и говорит: "Как смел ты раскрыть свою пасть на сына Адама, на образ Божий?". А волк облизывается и отвечает ей: "А как ты, Ева, смела раскрыть свою пасть на запретный плод, из-за чего иные стали злыми?". То есть смысл этого апокрифа в том, что до грехопадения звери людей не трогали и, тем более, не ели, а теперь они стали опасными.

Считалось, что в конце времён мир между людьми и зверями будет восстановлен. Кстати, в Книге пророка Исаии описывается, как волк будет отдыхать рядом с ягнёнком, а барс будет лежать рядом с козлёнком; как лев и вол будут пастись вместе, а пасти их будет маленький ребёнок; как младенец, не подвергаясь опасности, будет играть перед норой змеи и так далее. Также мы находим в житиях некоторых святых описание их дружбы с дикими и опасными для человека зверями: например, как к Серафиму Саровскому приходил медведь, и преподобный кормил его; рядом с Марией Египетской - лев, с Антонием Великим - удав; вообще, масса подобных историй. Неизвестно, конечно, было ли всё это так на самом деле, но символика подобных рассказов в том, что святые подвигом своей жизни достигали райского состояния. Их святость преображала окружающий их мир, она возвращала его в первозданное состояние, состояние до грехопадения.

Значит, евангелист Марк, который очень кратко, буквально в двух предложениях сообщает об искушении Христа, закладывает в своё сообщение глубокий богословский смысл. Он говорит, что с приходом Христа искушение преодолено, дьявол побеждён, наступает эра спасения и райские врата открываются вновь для людей. В Евангелии надо всегда обращать внимание на жанр повествования, потому что если всё воспринимать буквально, то многое не будет понятно. В данном случае - это совершенно определённый жанр мессианской истории, то есть как бы словесная икона. Не история, которая рассказывается журналистами, а икона того, что произошло. Не то, как это было, а что это было. Евангелисты Матфей и Лука замечают одно содержание истории искушения, а евангелист Марк - другое содержание.

После искушения от дьявола в пустыне Господь выходит на своё общественное служение. Евангелия не дают единой картины о хронологии, географии, последовательности этого периода жизни Христа. Согласно евангелисту Марку, а вслед за ним и двум другим синоптикам, Матфею и Луке, Христос начал Своё служение в Галилее, и большая часть Его служения прошла именно в этой области. Он вернулся в родной город, в Назарет, где прожил тридцать лет, где был Его дом, где жили Его родственники, друзья, где все Его знали как сына Иосифа и Марии, но видимо пребывание Христа в Назарете было достаточно кратким. Евангелисты помещают сообщение о том, как Христос пришёл в субботу в синагогу, открыл Книгу пророка Исаии, зачитал мессианское пророчество и применил его к Себе. Сказал, что оно сбылось на Нём, то есть объявил себя Мессией. Ярость Его соотечественников была такова, что они хотели убить Христа, сбросить Его со скалы.

Оставаться в родном городе Он больше не мог. Христос покинул Назарет, сказав на прощание фразу, ставшую крылатой: "Не бывает пророка в отечестве своём". Христос поселился в галилейском городе Капернауме, на берегу Генисаретского озера. Именно с этим городом связаны очень многие эпизоды евангельской истории: поучения, чудеса, призвание апостолов, ведь большинство апостолов были рыбаками, и проживали в Капернауме. Также евангелист Марк сообщает, что Господь посещал район Финикии, рядом с городами Тиром и Сидоном, где исцелил дочь женщины хананеянки. Он посещал Пределы Далмануфские, Десятиградие, и области, управлявшиеся тетрархом Филиппом. И только один раз Марк, Матфей и Лука говорят о посещении им Иерусалима; как раз тогда Он и будет распят.

А вот евангелист Иоанн существенно восполняет свидетельства синоптиков. Согласно евангелисту Иоанну служение Христа начинается не в Галилее, а в Пирее, где Он избирает первых учеников; затем Его служение продолжается попеременно: то в Галилее, то в Иудее. Упоминается о посещении земель тетрарха Филиппа и Самарии, где произошла Его известная беседа с женщиной самарянкой у колодца Иакова. Евангелист Иоанн упоминает о трёх Пасхах, которые Господь провёл в Иерусалиме. Но есть ещё упоминание об одной Пасхе, третьей по счету за время служения Христа, на которую Он в Иерусалим не пошёл, поскольку это было уже не безопасно. И именно из приведённых евангелистом Иоанном свидетельств о трёх Пасхах в Иерусалиме, и об одной ещё, на которой Он там не был, сложилась хронология времени общественного служения Христа - приблизительно три с половиной года. А, как мы уже раньше говорили, что время Его выхода на служение можно определить как тридцать лет, то отсюда вычисляется и всё время земной жизни Христа - тридцать три года.

 

На этом на сегодня всё. Храни вас всех Господь. До свидания!



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar