Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Глебов. Беседа 14. Иоанн Креститель


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239968

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/VJbG-tMctRc

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/014_Aleksandr_Glebov_istoriya.mp3


Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня мы продолжим и закончим разговор об Иоанне Крестителе. Церковь, в своём богословии и песнопениях, именует Иоанна Крестителя "печатью пророков", то есть таким пророком, который как бы запечатал, завершил пророческое служение. А что такое "пророческое служение"? Его суть заключена в самом слове - "пророк". Вслушайтесь в это слово - "пророк": "про" - означает "за", а "рок", или "рочество" - "речь". То есть "говорение за", "говорение вместо кого-то". Вместо кого говорит пророк? Вместо Бога. То есть "прорекать" означает "говорить за Бога". Вместо Бога, или заместо Бога, говорит пророк. Бог ему открывает свою волю. Пророчество - это откровение воли Божией. Не стоит думать, что пророчество - это предсказание чего-либо. Пророчества говорят о том, что происходит здесь. Пророчества не обращены в вечность, они не бывают эсхатологичны, они никогда ничего не предсказывают. То есть пророчество - это изложение воли Божией. Пророчество всегда говорит так: если ты сделаешь то-то и то-то, то с тобой будет то-то и то-то, а если не сделаешь, то с тобой будет иначе. Пророчество всегда предостерегает, предупреждает, иногда даже угрожает или поощряет; но оно никогда ничего не предопределяет - оно всегда оставляет за человеком свободу выбора.

Самая существенная часть пророческого служения заключалась в том, что эти люди были глашатаями правды Божьей. Это были люди, которых невозможно было купить, невозможно было запугать или приманить лестью; последним из них Был Иоанн Креститель. После него пророков не было и не будет. Более того, Иоанна Крестителя Господь возносит над всеми пророками; это несмотря на то, что среди них были люди с колоссальным духовным авторитетом, такие как Моисей, Илия, Исаия, и многие другие. Но Господь над всеми ними возносит имя Иоанна Крестителя, потому что его служение было совершенно особым; и, действительно, это был особый человек, особый избранник Божий.

А в чём же заключалось его служение, в чем была его суть? Мы знаем, что одни и те же слова, произнесенные в присутствии нескольких человек, могут иметь совершенно разный результат и отклик в сердцах человеческих. Даже сам Господь рассказал об этом притчу о сеятеле. Одни воспринимают сказанное ближе к сердцу, их волнуют эти слова, они берут их как направление в жизни; другие с радостью воспринимают, но по легкомыслию своему быстро забывают; третьи воспринимают, но суета этого мира затмевает слово Божие; у кого-то их похищает дьявол. Так вот, смысл пророческого служения Иоанна Крестителя заключался в том, чтобы уготовать путь Господень, то есть чтобы расположить сердца людей к принятию Слова Божия, к принятию Христа и Христова учения.

Тех, кто внимал его проповеди, он в знак покаяния крестил в реке Иордан, отсюда и его прозвище, данное ему народом - Креститель. Когда молва о нём дошла до блюстителей закона, то они пришли на Иордан, смешались с толпой богомольцев. У большинства фарисеев Иоанн не вызывал доверия: всё таки он - потомственный священник, но забыл Храм, и, как им казалось, отвлекал народ пустыми словами. С их точки зрения он не мог быть человеком Божьим. Синедрион, заинтересовавшись проповедью и деятельностью Иоанна Крестителя, посылает к нему целую делегацию, и происходит следующий диалог, который описан в 1-ой главе Евангелия от Иоанна: "...когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн".

Давайте более детально разберём этот текст. "Спросили его: кто ты? Он объявил и не отрекся, и объявил, что я не Христос". Нужно понимать, что Иоанн не был единственным странствующим пророком того времени. Многие люди тогда говорили о пришествии Мессии, избавителя Израиля для установления нового миропорядка. Нередко даже такие лжепророки, и даже лжемессии, воздействовали на толпу достигали популярности. Но отличие Иоанна Крестителя было в том, что он не стремился к популярности. Ведь Палестина никогда не имела недостатка в самозванцах, претендовавших быть обетованными Богом Спасителями от политической и социальной несправедливости того времени. Все они утверждали, что обладают полномочиями свыше для своей деятельности, но у Иоанна не было подобных претензий. Он говорит: "Я не Христос". Он считал себя лишь вестником, голосом, посланным принести людям весть, что подлинный Мессия скоро явит Себя миру.

Затем они спрашивают: "Что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет". О чем здесь речь? Я уже упоминал, что в Книге пророка Малахии говорится о пришествии Илии перед Мессией. Но, помимо этого, в Книге Второзаконие говорится ещё об одном пророке, который придёт, кроме Илии. Отсюда и вопрос фарисеев к Иоанну Крестителю: "...ты Илия? ...или ты пророк?...". Иоанн отвечает словами из Книги пророка Исаии: "...я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу...". А в какой такой пустыне? Кому в пустыне проповедовать, не верблюдам же, наверное? Здесь речь идёт о пустыне человеческих душ. А "...исправьте путь Господу..." - действительно, в Книге пророка Исаии, в 40-ой главе, говорится, что вестник бежит по пустыне и провозглашает, что идёт Бог, и ему надо приготовить путь. Приготовлять путь - такой древний восточный обычай: перед царем готовили путь, дорогу, делали её прямой, исправляли. Кстати, не только в древности, но и сегодня: если президент, или какой-то большой начальник приезжает в какой-нибудь провинциальный городок, то перед его приездом ремонтируют дороги, то есть "исправляют путь"."Я глас вопиющего...", говорит Иоанн Креститель. То есть Христос - это слово, логос; я же - голос, звук, а не личность.

Тогда фарисеи задают совершенно естественный с их точки зрения вопрос: "...что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?". Действительно, у пророков Иезекииля и Захарии говорится об омовении в последний день, то есть о крещении в последний день. Но совершить его должен либо Мессия, либо Илия (пророк Илия), либо другой пророк. А Иоанн сказал, что он не Мессия, не Илия, и не пророк; следовательно, он не имеет полномочий крестить, с точки зрения фарисеев. Вообще, большинство иудеев прекрасно знают, что такое крещение. Греческое слово "баптизо" означает "погружение". Вот это погружение использовали при переходе язычников в иудаизм. А так же оно было достаточно распространено в языческом мире. Например, первое, что делали с приобретённым рабом - крестили. Его погружали в воду, затем давали новую одежду от нового хозяина, давали новое имя и ставили клеймо. Крестили во имя того хозяина, кому раб принадлежал. Скажем, если крестили во имя Нерона, значит раб принадлежал Нерону, был его имуществом. В Иерусалиме местом крещения служил Силоамский бассейн, но кого там крестили, и, вообще, кого крестили иудеи? Иудеи крестили прозелитов, то есть приходящих в иудаизм из язычества. Каждый еврей, если он родился в иудейской семье, присоединялся к закону Моисея через обрезание. Но если человек не родился в иудейской семье, если он не был евреем, а приходил из язычества, он должен был не только обрезаться, но и креститься, он должен был омыться от нечистоты язычества. Крещение предназначалось для нечистых, язычников, и тут, якобы чистым иудеям, Иоанн Креститель говорит: "Вам ещё только предстоит стать иудеями". Ведь слово "иудей", по-еврейски "юда", означает "похвала Бога", а он тем самым как бы говорит им: "Какая же вы похвала? Вы ничем не лучше язычников, поэтому, давайте, креститесь".

Евангелист Лука приводит такое свидетельство, когда Иоанн Креститель говорит: "Я крещу вас водой, но идёт сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви. Он будет крестить вас Духом Святым". "Сильнейший" - по-гречески "исхирос"; это слово мы иногда слышим в Храме, когда молитва Трисвятое поётся на греческом языке: "Агиос о Феос, Агиос Исхирос" - "Святый Боже, Святый Крепкий". "Исхирос" - значит "крепкий", это один из заменителей Имя Божия, которое иудеи не имели права произносить, и, говоря, что идёт сильнейший - "исхирос", Иоанн свидетельствовал о Мессии.

Развязать ремень обуви было очень низменным делом: при Храме держали язычника-раба, который развязывал обувь священнику и мыл ему ноги. Никто из иудеев не мог омыть ноги, потому что это была не гигиеническая мера: ноги мыли не в плане гигиены, как мы это делаем сегодня. Ведь люди ходили в сандалиях, на босу ногу, ходили по дорогам Иерусалима, Палестины; но там, помимо иудеев, ходили ещё язычники-римляне, там бегали собаки, свиньи, то есть нечистые животные. Естественно, эта пыль оседала и на ноги, поэтому это было ритуальное омовение от нечистоты язычества; конечно, совершить такое омовение мог только язычник, потому что иудей сам бы осквернялся, если бы он стал мыть ноги священнику. То есть это считалось самой позорной работой. Иоанн же Креститель говорит, что он не достоин у Того, кто идёт за ним, развязать даже ремень обуви.

Проповедь Иоанна Крестителя производила потрясающее впечатление. Его аудитория постоянно возрастала. "Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему", - пишет евангелист. Авторитет Иоанна был огромный. Евангелие свидетельствует, что даже первосвященники опасались, что их могут побить камнями, если они выскажут к нему своё неуважение. Жизнь свою Иоанн Креститель закончил, как и подобает пророку: закончил он её мученически. Ведь, собственно, проповедь Иоанна была пророческой в смысле обличения нравственных пороков иудейского общества. И под гнев его обличительных речей попал правитель Галилеи - царь Ирод Антипа, один из уцелевших сыновей царя Ирода Великого, который хотел убить младенца Христа. Иоанн публично обличал Ирода в том, что он взял в жены жену своего брата, Филиппа. Дело в том, что ветхозаветный закон позволял, и даже обязывал иудея брать в жёны жену своего брата, если он умер и не оставил потомства. Это так называемый закон левирата ("левир" по-еврейски значит "деверь", "брат мужа"). Но при живом брате отнять у него жену - означало страшное беззаконие. Правда, коронованные особы и, вообще, сильные мира сего, не очень оборачиваются на законы, когда дело касается их желаний или выгоды. Наш русский царь - Иоанн Грозный - тоже ведь венчался пять или семь раз, и смельчаков возразить воле царя не находилось, всё считалось законным. Митрополит Филипп только выступил, за что и поплатился жизнью.

Так вот и царь Ирод считал, что царю всё дозволено. Но Иоанн Креститель выступил против такого явного попрания закона, и Ирод заключил его в темницу крепости Махерон, это территория нынешней Иордании. Сам Ирод боялся казнить Иоанна, понимая, что это может вызвать восстание, да и боялся он его, и почитал он его как пророка, евангелист Марк так и пишет: "Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его".

Казни Иоанна добивалась, в первую очередь, Иродиада, незаконная жена Ирода. Она опасалась, что Ирод всё-таки прислушается к голосу Крестителя, и ей придётся возвращаться к Филиппу, если тот, конечно, примет, а то и неизвестно куда. Но помог ей случай: на пиру, устроенном в честь дня рождения Ирода, дочь Иродиады, Соломея, так зажигательно танцевала, что Ирод поклялся дать её что она только не попросит, даже до полцарства. Предложение было столь серьезно, подтверждено клятвой при гостях, что дочь решила посоветоваться с матерью - что же попросить? И та очень ловко воспользовалась этой клятвой Ирода для устранения Иоанна Крестителя. Материнский совет дочери был страшным; она сказала: "Проси голову Иоанна Крестителя". Соломея объявила своё пожелание Ироду, и тот, дабы сдержать своё царское слово, отдал приказ обезглавить Иоанна и принести его голову на блюде и отдать девушке. Так закончил жизнь последний пророк: он пал жертвой мстительного чувства, чувства ничем не обузданной и ничем не сдерживаемой злобы.

А теперь перейдём к истории с Крещением Христа. Историю Крещения Спасителя описывают евангелисты-синоптики: Матфей, Марк и Лука. История эта сложная, потому что сам факт Крещения Христа вызывает недоумение: зачем безгрешному принимать Крещениепокаяния, в чём ему каяться? Поэтому Иоанн и недоумевает и удерживает Спасителя от бессмысленного, как кажется ему, для Христа действия. Христос настаивает, потому что, как Он говорит, "...ибо так надлежит нам исполнить всякую правду...". То есть так мы исполним всё, что требует Бог.

Что всё это значит? История толкования Крещения показывает, насколько жгучим был этот вопрос для богословов. Помимо проблемы - для чего безгрешному принимать крещение, покаяние, возникал и другой вопрос: почему Святой Дух сошел на Христа, если Он всегда покоился на Нём? Действительно, воплощение Бога произошло за тридцать лет до Крещения, и Бог не нуждается в даровании Духа, поскольку Бог и есть Дух. Предлагаются следующие ответы на этот непростой вопрос.

Первое: Крещение рассматривается как свидетельство Троицы, это так называемая "гипотеза манифестации"; то есть провозглашение Христа Сыном Божьим происходит не ради него, а ради других, чтобы люди увидели и поняли, что Он Сын Божий.

Второе: Крещение - это видимое обоснование христианского таинства крещения; как бы своим Крещением Христос подал пример и благословил совершать крещение в основанной Им Церкви.

Третье: некоторые богословы предполагали, что Христос рассматривал Своё Крещение как первый шаг на пути ко Кресту, на который Он смотрел как на цель Своего воплощения; действительно, как-то раз Он назвал Свою смерть - Крещением. В ответ на просьбу Иакова и Иоанна, чтобы им сесть справа и слева в Царствии Христа, Он ответил: "Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься Крещением, которым я Крещусь?". Здесь Крещением Иисус Христос называет свою смерть, которой Он, действительно, исполнил Волю Божию.

Четвёртое: есть мнение, что в опыте Крещения Христос, по своему человечеству, впервые начал понимать сущность Своих уникальных отношений с Богом, о чем свидетельствовал голос Бога Отца; то есть только здесь Христос стал понимать, что Он - Сын Божий.

И пятое, самое распространённое толкование: Господь чист, Он не имеет греха; зачем же Ему потребовалось войти в толпу кающихся, чтобы Исповедовать грех, которого на Нем просто нет, и принять Очищение, в котором Он не нуждается? Это представляется, на первый взгляд, лишённым всякого смысла. Однако именно это деяние Спасителя зримо свидетельствует о цели Его прихода в мир: взять на Себя грехи человеческие и искупить их Своею кровью, освободить и спасти род человеческий.

Безгрешный пришёл на Иордан и принял Крещение покаяния, свидетельствуя тем самым, что Он человек по плоти, что Он один из нас. Будучи безгрешен Он уподобился последнему из грешников, уравнял Себя с падшими и заблудшими, чтобы разделить с ними бремя их прегрешений и подать исцеление их душам. То есть Христос крестился для того, чтобы солидаризироваться с грешниками. Подобное толкование мы находим у Иоанна Златоуста, оно, действительно, самое распространённое в Церкви.

Но всё таки все эти попытки пояснить смысл Крещения Господня возникли ещё до Библейской критики, и не дают вразумительного ответа на вопросы. Наверное, честнее всего в этой проблеме был один из самых выдающихся Отцов Церкви - святой Григорий Богослов, который в своём слове на Богоявление на вопрос "Зачем Христос крестился?" не стал лукаво мудрствовать, а сказал прямо: "Я не знаю".

Развитие библейской науки в XIX-м и XX-м веках выявило различные литературные жанры, которые присутствуют в Священном Писании. И, одним из часто повторяющихся жанров в Евангелии является мессианская история. Рассказ о Крещении - это и есть мессианская история. Когда мы читаем притчи, или истории об исцелениях, то мы более или менее представляем, что, наверное, так оно и было, приблизительно так оно и было в реальности. А когда мы сталкиваемся с такими историями, как Рождество Христово, Крещение, Искушение в пустыне, Преображение, и некоторые другие, то очень сложно их воспринимать как фактографические описания. Мессианская история - это литературный жанр. Это рассказы из жизни Христа, которые имеют целью предельно кратко и в символической форме показать, что Он и есть обетованный Мессия, на Нём сбылись Ветхозаветные пророчества.

В мессианской истории не описывается как всё произошло. Это не репортаж о крещении, это совершенно особый рассказ, который исполнен глубокого смысла. Также как портрет отличается от иконы: портрет изображает детали, внешность, а икона никогда не стремится изобразить детали или точно отобразить внешность. Икона отображает суть происходящего, а не то, как это происходит. Мессианские истории отличаются от простых рассказов тем, что это словесные иконы: важно не то, что Христос крестился, а что здесь произошло.

Давайте рассмотрим рассказ о Крещении по самому краткому Евангелию - Евангелию от Марка, 1-ая глава, ст. 9-11. "И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Вот здесь у евангелиста нет интереса описывать подробно как это всё произошло: как Он вошёл в воду, как выглядел Святой Дух, что был за голос, как реагировал на всё народ. Он описывает здесь суть события; то есть, это не запись происходящего, а богословие, каждое слово которого говорит о смысле события, это словесная икона, а не портрет.

Давайте более подробно разберём. Первое: разверзающиеся небеса ("увидел Иоанн разверзающиеся небеса") - что это значит? У иудеев того времени существовало убеждение, что со смертью последнего ветхозаветного пророка небеса закрылись, а откроются они только с появлением Спасителя - Мессии. И когда евангелист говорит "разверзлись небеса", то для чуткого иудейского сознания это означало только одно - Мессия пришел. Потому что только для Него небеса разверзнутся, и более не для кого.

"Дух сходит как голубь" - это же Библейский символ. Символ, знакомый для каждого иудея, для каждого, кто знаком с Ветхим Заветом. Потому что в Ветхом Завете птица символизирует Святой Дух. "Дух" по-еврейски "руах", означает "ветер", или "дуновение". И в самом начале Библии говорится, что Земля была "безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водою". Там используется слово, символизирующее ветер, или дуновение - "руах"; то есть, Дух, как птица, летал над этим хаосом первозданной материи. В Псалмах и у Пророков есть такой образ, что "...Бог летаетна крыльях ветра...". Значит "ветер", "дуновение", "полет", "птица" часто в Библии означают одно и тоже, это взаимозаменяемые символы. Когда был потоп, и вся Земля покрылась водой, то первое, спасительное, что увидел Ной из своего ковчега - это птица, голубь, который прилетел возвестить Спасение. Так и момент Крещения: новое Спасение из потопа, из моря греха, происходит через пришествие Христа.

"Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (то есть "я благоволю тебе") - это комбинация из двух цитат Ветхого Завета. С одной стороны: "Ты - Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (то есть стал Твоим Отцом). Это второй псалом - псалом интронизации Царя Давида. В оригинальном контексте это утверждение относится к царям древней Иудеи, но уже ближе к новозаветным временам оно стало рассматриваться как пророчество о грядущем Мессии. С другой стороны - это напоминание о страдающем рабе или отроке из Книги пророка Исаии. Там раб описан как "...избранный мой, которому благоволит душа моя...". Вот так Бог обращается к рабу Господню, который берет на себя грехи мира, и умирает за людей.

И, также, ещё в Ветхом Завете "возлюбленным сыном" называется только Исаак, сын Авраама, которого было повелено принести в жертву. Поэтому для слуха иудея того времени слова "Ты - Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение" - это символ жертвы. И если иудеи ожидали Мессию - политического лидера, то момент Крещения дал им понять, что служение Мессии - это жертвенность. Мессия - это не тот, кто будет убивать, но кто сам будет убит, принесён в жертву за грехи людей. Значит, смысл Крещения Господня заключался в том, что Спаситель явился миру как Мессия. До этого тридцать лет своей жизни Христос жил, как обыкновенный человек, без каких-либо претензий на своё мессианство. А здесь, на Иордане, Он не просто объявил, что Он - Мессия (да и Ему просто никто и не поверил бы, если бы Он так сказал), но Он использовал как доказательство ветхозаветные пророчества и представления о Мессии, который были очевидны его современникам, но непонятны для нас сейчас. Почему история с Крещением Господнем вызывает сложности с толкованием. Не надо было Христу креститься, и Дух Святой был бы на нем с момента Благовещения. Не для него это надо было, а для того, чтобы люди поняли, что Он - Христос, и уверовали в него.

Жанр мессианской истории достаточно часто встречается в Евангелии. Например, сцена искушения в пустыне, о которой более подробно мы поговорим уже, наверное, на следующей лекции. А Преображение Господне? Если в момент Крещения Господь показывает своё мессианство перед началом общественного служения, то Преображение - это завершение его служения. После Преображения он направляется в своё последнее путешествие в Иерусалим, где он пострадает, будет распят и умрет. Но ведь за время трехлетней проповеди у него появились последователи, ученики, они уверовали в Него как в Спасителя, в Христа, так что же будет с их верой, когда они увидят Его пригвождаемым ко Кресту. Поэтому через голос с неба, через облако, через присутствие Моисея и Ильи, через все эти ветхозаветные мессианские символы, понятные апостолам, Господь укрепляет их веру в себя как в Мессию, перед грядущими испытаниями. Когда Господь будет на Кресте, то ученики должны будут вспомнить. Вспомнить момент Преображения, где Их учитель явил Себя в Божественной славе. А значит то, что он распят - это не досадная случайность, а замысел Божий для Спасения мира, что и отражено в кондаке праздника Преображения Господня, где говорится, что Христос преобразился для того, чтобы ученики "...егда́ Тя у́зрят распина́ема, страда́ние у́бо уразуме́ют вольное...". То есть через Преображение апостолы должны укрепить свою веру в Него. Мессианской историей является родословная Матфея; Матфей не ставил задачу точно воссоздать родословную Христа, да она и не соответствует действительности, действительной родословной Спасителя. Но у евангелиста совершенно иная задача. И о родословной Матфея я уже говорил - это типичная мессианская история.И многое другое. Все эти рассказы призваны только к одному: показать иудеям на основе ветхозаветных пророчеств, на основе Библейского откровения, что Иисус из Назарета - это и есть обетованный Богом Мессия, Спаситель мира, дабы они уверовали в Него.

Ну а о следующей мессианской истории - об искушении Христа в пустыне, мы побеседуем в следующий раз. Всего вам доброго. Храни вас всех Господь. До свидания!



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar