Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Глебов. Беседа 13. Значение Рождества Христова


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239967

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/or4rnzxrA04

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/013_Aleksandr_Glebov_istoriya.mp3


Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Разговор о евангельской истории мы в прошлый раз завершили на том месте, когда Святое Семейство, опасаясь Ирода, вынуждено было бежать в Египет. Но дни Ирода были сочтены, он вскоре умер; когда известие о смерти Ирода достигло Египта, Святое Семейство, надеясь, что опасность миновала, стало собираться на родину. Но, боясь преследования со стороны Архелая, который был не лучше своего отца, они не вернулись в Вифлеем, а предпочли поселиться в галилейском городе Назарете, где Иосиф с Марией жили до Рождества Христова. Я уже на прошлой лекции говорил, что когда Иосиф понял кто родится у его обручницы, то, отправляясь на перепись в Вифлеем, решил навсегда там остаться. На это было насколько причин: во-первых, согласно пророчеству, Мессия должен родиться в городе Царя Давида, Вифлееме, и поэтому, несмотря на положение Девы Марии, он берет Её с  собой в это путешествие. Потом в Назарете их все знали как обыкновенных людей, и претензии Сына Марии на Мессианство могли вызвать насмешку или даже угрозу со стороны соотечественников, что кстати, впоследствии, и подтвердилось. Наконец, в Вифлееме происхождение из рода Давида было весомым аргументом, нежели в Назарете, где преобладали язычники.

Опасаясь сына Ирода Архелая, Иосиф решает не возвращаться в Вифлеем, который входил в состав Иудеи, а значит подчинялся Архелаю, а принимает решение вернуться в Назарет - город, который находился в Галилее, под правлением менее свирепого сына Ирода Великого, Ирода Антипы. То, что Назарет назван городом - скорее, недоразумение. В Ветхом Завете Назарет вообще нигде ни разу не упоминается, это был не город, а маленькая деревня. Сложилась такая поговорка: "Может ли быть что доброе из Назарета?". Но, вообще, такое презрительное отношение характерно для всей Галилеи. Строгие, ортодоксальные иудеи считали, что жители Галилеи имеют слишком много контактов с неиудеями, и осуждали их за такую широту взглядов и веротерпимость. Именно поэтому Галилея иногда именовалась Галилеей языческой, то есть там жило больше язычников, чем иудеев.

Немногие знали о действительном месте рождения Спасителя, поэтому его называли по месту того города, в котором Он прожил около тридцати лет - Иешуа Га-Ноцри, то есть Иисус Назарянин (из Назарета, соответственно). О детстве Христа мы почти ничего не знаем: вероятно Он, как и Иосиф, занимался ремеслом плотника, зарабатывая тем самым себе на жизнь. Судя по всему Христос получил хорошее образование: Он считался достойным чтецом Назаретской синагоги, а ведь далеко не всякий человек того времени умел читать по-еврейски, даже если и умел говорить на этом языке. Я напомню, что говорили тогда на арамейском языке, а Священное Писание иудеев - Ветхий Завет, было написано на иврите.

Иудейские мальчики обычно учились в местной синагоге, и Христос, наверное, был одним из лучших учеников в классе. Вообще, Назарет был местом, подходящим для развития способного ребёнка. Назарет находился рядом с Сепфорисом: вторым, после Иерусалима, крупнейшим по населению центром Палестины, где преобладали язычники. И в этом были свои плюсы: ведь если жители южной провинции Палестины, Иудеи, были от всех изолированы, кроме собственного общества, то Галилея была совсем другой. Через неё по большим дорогам шли купцы с востока и римские солдаты с запада. Наверное, живя тридцать лет в Назарете, Христос общался со многими и из неиудеев. Без сомнения, Он проводил много времени в размышлениях и разговорах о греческих, римских идеях; и, конечно, задумывался о религиозном наследии своего народа.

Одним из следствий воспитания в Галилее было то, что Христос умел говорить на трёх языках. Я уже упомянул, что Он владел еврейским, на котором читал в синагоге. Вообще, еврейский язык, иврит, на котором было написано Священное Писание, уже несколько столетий не был языком общения иудеев; иудеи уже давно общались на родственном еврейскому арамейском языке. Но в Галилее было много и неиудеев, которые не знали даже арамейского языка, их было большинство. К тому же в Евангелие зафиксированы разговоры Христа с римским сотником из Капернаума, женщиной сирофиникиянкой, с Понтием Пилатом, то есть с людьми, которые, наверняка, не знали арамейского языка. И с ними, конечно, Христос общался на греческом языке, международном языке Римской империи. Даже некоторые из учеников Христа носили чисто греческие имена, например Андрей или Филипп; и Сам Христос назвал Симона греческим именем Петр, что значит "камень" или "скала".

Евангелист Марк, а вслед за ним и Матфей, говорят, что к тому времени, когда Христос начал своё общественное служение, Его семья состояла из четырёх братьев и, по меньшей мере, двух сестёр. Всё это дети Иосифа от первого брака. Тот факт, что Иосиф не упоминается в этих текстах, даёт основание предполагать, что к началу общественного служения Спасителя Иосиф уже умер. Самый известный из этой семьи, естественно, после Христа и Божией Матери, это Иаков, который уверовал во Христа только после того, когда Воскресший Господь явился ему. Впоследствии он стал первым Епископом Иерусалима, и обычно о нём говорится, как о "Иакове, брате Господнем".

Евангелист Марк замечает, что сам Христос дивился неверию Своих соотечественников: действительно, показательно, что, за исключением двух женщин, мы не слышим ни о ком из жителей Назарета, кто бы стал последователем Христа. Далеки были от Него и сыновья Иосифа, Его сводные братья. Когда Он покинул Назарет и вышел на Проповедь, то они были искренне встревожены, и назвали Христа просто сумасшедшим. Сказано прямо, что братья не верили в Него. Лишь много позднее они присоединились к христианам, и эти Его сродники по плоти стали гордится своей близостью ко Христу. Наверное исходя из собственного опыта признавал Христос справедливость изречений "враги человеку домашние его" и "пророк не бывает без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём".

Помимо хорошего образования Христос обладал глубоким и проникновенным знанием природы и сельской жизни Палестины; Ему был знаком труд рыбака с его лодкой; сеятеля, сеющего зёрна на поле; пастуха, стерегущего скот. Он хорошо понимал отца, который любит своих детей; женщину, выпекающую хлеб; детей, играющих на базарной площади. Его память сохранила образ молнии, сверкающей на небе; облака; ветра, предсказывающего перемену погоды; полевых цветов; птиц. И многого многого другого из повседневной жизни, из жизни природы, что было понятно окружающим Его людям, и что Он использовал в Своих поучениях, притчах как образы для иллюстрации взаимоотношений между Богом и людьми.

Но вот какой вопрос вызывает интерес: а был ли определенный момент, когда Христос впервые осознал свою сверхчеловеческую природу? Когда Он понял, что Он не только человек, но и Бог? В первые века христианской веры существовало такое учение, согласно которому Христос был обыкновенным человеком до Своего Крещения. А в момент Крещения Он был усыновлён Богом, Он стал тогда Сыном Божьим. На Него сошёл Святой Дух, и голос Бога Отца засвидетельствовал "Се есть Сын мой возлюбленный". Такое учение было, конечно, для многих привлекательно, потому что оно давало ответ ещё на один неразрешимый вопрос: зачем Христу надо было крестится?

Чуть позже мы поговорим о Крещении Господнем, но совершенно очевидно одно: принимать Крещение и Покаяние безгрешному Христу было незачем, это бессмыслица. И мы помним, как Иоанн Креститель недоумевает, говоря: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?". А в этом учении давался ответ и на этот вопрос: Христос родился обыкновенным человеком, а в тридцать лет, в момент Крещения на Иордане, Он стал Сыном Божьим; стал уже не просто человеком, но богочеловеком, на Него сошел Святой Дух. Для этого то Он и крестился, чтобы стать богочеловеком. И вот это учение о том, что человек, Иисус, был усыновлен Богом, стал богочеловеком в момент Крещения, получило название "адопционизм". Адопционизм был осужден Церковью как ересь, и, кстати, празднование Рождества Христова в ранней Церкви началось, во многом, как реакция на такое понимание природы Спасителя, ведь первоначально празднование Рождества призвано было указать на то, что Христос был Богом с самого Своего рождения, а не был усыновлён Им в какой-то момент Своей жизни.

Конечно, мы не можем сказать, как Христос, будучи младенцем, ребенком, затем подростком, осмыслял Своё Божество. За исключением одного эпизода Евангелия ничего не говорят о жизни Христа до тридцати лет. Я уже говорил, что многие христиане второго века полагали, что это неправильно, и пытались сами компенсировать то, что они считали недостатком Нового Завета. Поэтому появился ряд рассказов о детстве Христа, историй, под названиями "Евангелие рождества Марии", "История Иосифа-плотника", "Евангелие детства от Фомы" и так далее. Конечно, всерьёз принимать эти сообщения нельзя; всё это легенды, которые часто возникают вокруг имён неординарных, великих людей. Возникают тогда, когда уходят из жизни те, кто был очевидцем событий.

А евангелист Лука описывает детство Христа очень просто; он говорит, что "младенец же возрастал и укреплялся Духом, исполняясь премудрости; и Благодать Божия была не нём". А затем он приводит рассказ, иллюстрирующий мудрость Христа и особое действие на Него Божественной Благодати: три раза в год, на самые большие праздники - Пасху, Пятидесятницу и Праздник Кущей - каждый израильтянин, согласно закону, обязан был приходить в Иерусалим. Пасха - это Праздников Праздник, установленный в память об Исходе евреев из Египта; Пятидесятница - на пятидесятый день после ухода из Египта, когда Бог, через Моисея, дал Десять заповедей на горе Синай; Праздник Кущей - память о том, когда израильтяне жили в шалашах, которые назывались "кущи". На пути из Египта в Ханаан это был весёлый праздник, во время которого иудеи переселялись в шалаши, сделанные из ветвей.

Женщины и дети в эти праздники могли оставаться дома, но, всё-таки, благочестивые израильтянки старались посетить Иерусалим и взять с собой детей. И вот, евангелист Лука приводит один эпизод о посещении Святым Семейством Иерусалима на Пасху, когда Христу было двенадцать лет. Это описано в Евангелии от Луки, я не буду зачитывать этот отрывок, думаю, что все его знают, но суть этого рассказа заключается в том, что даже будучи двенадцатилетним подростком Христос ощущал Свою особую связь с Богом. Он говорит о Боге не "Отец наш", как Он мог бы сказать, имея в виду Бога, как Отца всего Израиля; Он говорит "Отец Мой", значит Он уже тогда понимал своё высшее, метафизическое единение с Богом. Он сознавал себя Сыном Божьим по существу, по природе. В этом эпизоде Христос впервые проявляет осознание Своего богосамовства, что вызывает непонимание и удивление Божией Матери и Иосифа Обручника.

Следующие евангельские свидетельства о Христе, после эпизода с Его посещением двенадцатилетним мальчиком Иерусалима, переносят нас через восемнадцать лет. Мы слышим о Христе уже в тридцатилетнем возрасте. Но повествование о взрослой жизни Спасителя начинается с проповеди Его троюродного брата, сына ветхозаветного священника Захарии и Елизаветы - Иоанна, прозванного в народе "Крестителем". Все четыре евангелиста говорят о проповеди Иоанна Крестителя. Действительно, он начал религиозное движение в Израиле, и привлек к нему много последователей. О жизни Иоанна до его публичной деятельности сведений никаких нет. Евангелист Лука говорит о том, что Иоанн был рожден своими родителями уже в преклонных годах, его рождение воспринималось как чудо; оно и было чудом, потому что Ангел Господень возвестил его отцу, священнику Захарии, весть о рождении сына, и указал на необычную судьбу, сказал, что это будет "особый избранник Божий". Сейчас я процитирую этот текст: "Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их".

При обрезании младенца назвали Иоанном. Выбор такого имени вызвал недоумение у родственников Захарии, потому что обычно называли в честь кого-то из близких. Но Ангел при явлении Захарии сказал, что мальчик должен быть назван Иоанном. Имя "Иоанн" переводится с еврейского как "Господь милостив", а ведь для древних имя - это характеристика, и то, что Господь велит назвать младенца Иоанном означало, что спасительное дело Божие, Его милость к людям, которую Он явит через искупление, начнется с проповеди Иоанна. Он станет предвестником, или Предтечей дня милости Божией, которую так долго ожидал еврейский народ.

Историю, связанную с рождеством Иоанна Крестителя, евангелист Лука узнал, наверное, от Божией Матери, а Она, в Свою очередь, от Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. Но, возможно, что Лука включил в этот рассказ какие-то повествования о рождестве и обрезании Иоанна, которые возникли в кругу учеников Иоанна Крестителя. В любом случае, кроме самого факта чудесного рождения, и указания на Иоанна как на особого избранника Божия, вся остальная жизнь Иоанна, до начала его проповеди, характеризуется одной фразой: "Младенец же возрастал, и укреплялся Духом, и был в пустыне до дня явления своего Израилю". О том, что делал Иоанн в пустыне, можно только догадываться.

Отсутствие сведений о детстве и юности Иоанна Крестителя, также как и молчание Евангелия о детстве Спасителя, породило апокрифы, которые пытались заполнить этот пробел. Апокрифическое евангелие Иакова пытается рассеять туман, окружающий детство пророка, и вводит в его биографию рассказ об избиении младенцев. Ирод Великий якобы хотел умертвить не только младенца Христа, но и младенца Иоанна, и вот тогда мать Иоанна Крестителя, Елизавета, убежала с ним в пустыню, где расступившаяся гора скрыла их. Сам же священник Захария, его отец, был убит войнами царя. Эта легенда, конечно, неправдоподобна, хотя бы потому, что родители Предтечи жили не в Вифлееме, а в Иерусалиме, а приказ Ирода касался только вифлеемских младенцев, таким образом, как детство Христа, так и детство Его Предтечи, окутаны тайной.

Но документы, обнаруженные не так давно, в 1947-м году, и известные в науке как "Рукописи мертвого моря", частично могут пролить свет на эту тайну, в том смысле, что они дают представление о той среде, в которой Иоанн Креститель мог быть воспитан. Во-первых, как он оказался в пустыне? Если оставить в стороне апокрифическое сказание о том, что Елизавета ушла с ним в пустыню из-за преследований Ирода, то остается только одна версия: скорее всего, престарелые родители Иоанна умерли вскоре после его рождения, а Иоанн, будучи ребенком, был взят на воспитание в общину ессев. Я уже кратко рассказывал о ессеях, когда мы говорили о религиозных партиях в Израиле. Это была община, наподобие монашеского ордена; их центром был Кумранский монастырь в Иудейской пустыне. Но в 31-м году до Рождества Христова сильное землетрясение разрушило этот монастырь, и ессеи покинули его. Они расселились по всей стране, официальную Церковь и духовенство они игнорировали, Иерусалимский храм считали оскверненным, и полагали, что Бог должен истребить его как место фальшивого служения. В одной из своих книг они во всех подробностях описывали новый храм, который "…в День Господень явится на смену старому...".

Ессеи были уверены, что день этот не за горами: все невзгоды, постигшие иудеев, такие как римская оккупация, жестокое правление Ирода, землетрясения - это были для них признаками последних конвульсий сатаны перед приходом Мессии, испытанием, перед наступлением Дня Господня. В одном из их гимнов говорилось о "родовых муках", после которых наступит торжество нового мира; себя же самих ессеи называли "сынами Света". И это их переселение из пустыни в города и деревни не осталось без последствий, оно усилило апокалиптические настроения среди народа. Ессеи пророчествовали о последних временах, а простые люди слушали их с открытым ртом, считая, что выходцам из пустыни, наверное, яснее других открыты судьбы грядущего. Как это, собственно, бывает и сегодня, когда доверчивые люди внимают словесам какого-нибудь монаха или старца, который вещает о пришествии антихриста, который уже, якобы, поставил свою печать на паспортах, деньгах, документах, и, вообще, на всём, что можно.

Влияние этих кумранских пустынников, монахов, сказалось в тех кругах, которые не входили в Орден ессев, в эту секту, но разделяли веру в скорое наступление Царства Божия, в скорый приход Мессии. Таких иудеев называли "чающими утешения Израилева" (ожидающих утешения Израиля). А этим утешением будет Мессия. Эти люди целиком посвятили себя ожиданию Мессии. Но, в отличие от большинства иудеев, которые тоже ждали Мессию, но видели в нем земного Царя, с конкретным политическим планом по освобождению Израиля от римлян, "чающие утешения Израиля" в приходе Мессии видели начало очищения мира: Бог искупит, приобретет в свой вечный удел остаток избранного народа, и тех язычников, которые примут Христа. "Так будет явлено Его спасение, которое Он уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу людей своих Израиля", как выразил эту идею "чающих утешения" один из них, Симеон Богоприимец.

Чающие утешения, в отличие от ессев, не чуждались Храма, они напротив, думали, что именно там явит себя миру Христос. И, боясь пропустить Его пришествие, они селились прямо возле Иерусалимского храма. Чающих утешения упоминает евангелист Лука: к их числу он относит Симеона Богоприимца и пророчицу Анну. Видимо, к ним же принадлежали и родители Иоанна Крестителя, священник Захария и его жена Елизавета. Не исключено, что подобными настроениями жила и Дева Мария: два из четырех гимнов, приведенных евангелистом Лукой, являются, как раз, творчеством чающих утешения Израиля - это Песнь Богородицы и Гимн Захарии. Без всякого сомнения, эти молитвы получили распространение еще до Рождества Христова, поскольку в них ничего не говорится о уже пришедшем Мессии. Эти произведения были написаны теми, кто чувствовал близость Его пришествия, но, в тоже время, если бы их писали после смерти и Воскресения Христа, то, конечно, эти центральные события уже свершившегося Спасения были бы там упомянуты, а о них ничего не говорится. То есть оба гимна можно назвать как бы стоящими на пороге Свершения, исполнение которого еще не завершено. Скорее всего, эти молитвы звучали на первых христианских богослужениях, откуда их и мог позаимствовать евангелист Лука.

Например, Песнь Богородице, которую мы поём за каждым вечерним Богослужением, временами почти дословно повторяет Песнь, которую воспела святая Анна в благодарность Богу о рождении сына, пророка Самуила (этот гимн святой Анны, матери пророка Самуила, описывается в Первой Книге Царств, 2-ая глава, ст. 1-10). Если будет желание, сравните Песнь Анны и Песнь Богородицы, это очень схожие молитвы. А молитва Захария очень схожа с кумранским "Гимном Неофита". И из этого можно заключить, что родители Иоанна Крестителя могли иметь связь с ессеями. И, после того как они умерли, нет ничего фантастического в том, что община могла взять на себя воспитание сироту; к тому же такая практика была весьма распространенной, по словам Иосифа Флавия ессеи "..принимали чужих детей, еще восприимчивых к обучению, и относились к ним, как к родным, и прививали им свои нравы..". Община Кумрана практиковала усыновление юношей для обучения и назидания, и осиротевший мальчик, сын священника Захарии, был вполне подходящим кандидатом в воспитанники.

И, действительно, очень многие черты в образе жизни и проповеди Иоанна Крестителя косвенно подтверждают гипотезу о том, что его детство и молодость проходили среди ессеев. Ессеи были общиной приуготовления встречи с Мессией и Судному Дню, и проповедь Иоанна Крестителя была ориентирована на приуготовление Израиля к пришествию Мессии. Как и они, Иоанн хранил безбрачие, ждал скорого Суда Божия, был противником фарисеев и саддукеев. Ессеи называли фарисеев и саддукеев-священников следующим образом: "змеями морскими", или "пресмыкающимися во мраке". А как Иоанн обращается к ним? Он называет их "порождениями ехидны", то есть очень схожее название. Так же есть обильные свидетельства в Свитках Мертвого моря, что ессеи регулярно использовали крещение для сохранения своей моральной и культовой чистоты. Ессеи крестились по несколько раз в день: если что-то сказал или сделал дурное - сразу лезь в бассейн омываться, чтобы постоянно быть очищенным к пришествию Бога. Кстати, одна из особенностей руин монастыря в Кумране - невероятная сложная система акведуков и водохранилищ для обеспечения в пустыне достаточного количества воды, ради исполнения крещальных ритуалов. Это тоже говорит в пользу влияния ессеев на Иоанна, который практику крещения из Кумранского монастыря перенес на берег Иордана, да и само место его проповеди находится всего в двух часах ходьбы от Кумрана.

Когда Иоанн родился, за полгода до Рождества Христова, Кумранский монастырь стоял заброшенный после землетрясения. Но вскоре его начали отстраивать, и вновь заселили. И вот этот духовный центр ессеев иногда еще называли "аравой", а значит "пустыней". И, вполне возможно, что когда евангелист Лука говорит об Иоанне Крестителе "младенец же возрастал, и укреплялся духом, и был в пустыне до дня явления своего Израилю..", то речь шла о пустыне именно как о духовном центре ессеев, который они сами и называли "пустыней". С другой стороны, никак нельзя утверждать, что Иоанн был правоверным ессеем и всецело следовал их учению. Если он действительно жил в Кумране и был членом Ордена, то это было в юности, а к моменту своей проповеди он, скорее всего, отошел от ессеев. В любом случае это только гипотеза, поскольку никаких сведений о проживании Иоанна Крестителя в Кумранской общине не существует.

Приблизительно за полгода до Крещения Господня Иоанн вступает на своё пророческое служение. Описание облика Иоанна Крестителя и его вести точно соответствуют истории пророка Илии, описанной в Третьей Книге Царств. Он одевался во "власяницу", это такая верблюжья шерсть, очень колючая, которую не стоит путать с продающимися у нас сегодня мягкими приятными теплыми одеялами и платками из верблюжьей шерсти, которые изготавливаются из обработанной шерсти. Та шерсть была очень неудобная, колючая, и носили её в знак траура или из каких-то аскетических соображений. Питался он сухой саранчой, которая называлась "акрида" - это такая пища бедуинов, а также медом диких пчел. Носил он кожаный пояс, как и пророк Илия, и это сходство Иоанна Крестителя с пророком Илией - оно неслучайно. Дело в том, что последние слова последней по по времени написания канонической книги Ветхого Завета, Книги Пророка Малахии, звучат так: "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка, пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием". Иудеи, конечно, знали это пророчество о том, что перед Мессией явится вестник, подобный пророку Илии, который и приготовит мир к Его принятию, а также помажет Мессию на Его служение. Евангелия не оставляют сомнения в том, что Иоанн Креститель и считался именно таким человеком. Даже Христос указывает на Иоанна Крестителя как на Илию: после Преображения, стараясь разъяснить апостолам смысл Своих грядущих страданий, Христос намекает на страдания, которые претерпел Иоанн Креститель, но называет Он его Илией. Он говорит так: "Но говорю вам, что Илия пришел, и поступили с ним так, как хотели". Здесь Он называет Иоанна Крестителя Илией; мы знаем, что Иоанн Креститель пострадал, погиб от руки Ирода, а Илия - с ним не поступили "как хотели", но он был взят Богом в горний мир.

Проповедь Иоанна Крестителя возвещала иудейскому народу скорое пришествие Царства Божия, которое придет как беспощадный, страшный суд. Я вам зачитаю: "Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь". То есть для него Царство Божие приходит в огне,в пламени, в Страшном суде. Он называет народ неверным, грешным.

Кстати, проповедь Спасителя явится полной противоположностью проповеди Иоанна Крестителя. Христос вовсе не сулит народу огонь, гнев, ужас. Он провозглашает, что Царство Божие придет в любви Божией к людям, в мире. Христос, конечно, согласен, что народ грешен, и говорит Он иногда почти также, как и Иоанн Креститель. Но если Иоанн говорит, что грешники будут уничтожены, если не покаются, не крестятся у него, то Христос говорит, что Он пришел к грешникам, потому что праведники в нем не нуждаются, то есть всё совершенно другое. Так и понятие "покаяние" у Христа и у Иоанна разные: когда Иоанн Креститель и Господь призывают людей к покаянию, то имеют ввиду не одно и тоже.

Но об этом я скажу немного позже. На этом на сегодня всё. Храни вас всех Господь! До свидания.



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar