Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Глебов. Беседа 12. Рождество Христово. Обрезание. Сретение


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239966

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/3AYlCfccVHU

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/012_Aleksandr_Glebov_istoriya.mp3


Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Тема сегодняшней лекции - история Рождества Христова. О Рождестве Христовом рассказывают два евангелиста - Матфей и Лука. Я не буду зачитывать эти свидетельства евангелистов - думаю, что каждый из нас в той или или степени знаком с ними; а вот суммируя информацию двух Евангелий, перескажу её, поясняя некоторые существенные детали.

Дева Мария и Иосиф Обручник из Назарета, где они жили, отправляются в Вифлеем, на перепись. Перепись была санкционирована императором, но проходила по иудейским обычаям. И каждый должен был записаться не как гражданин Рима, а как член своего рода. Иосиф, как потомок Царя Давида, должен был явиться в город Царя Давида, Вифлеем, где хранились его родословные книги. В списки для переписи обычно вносили только мужчин, и Дева Мария могла оставаться в Назарете. Но раз Иосиф взял её с собой, подвергнув перед самыми родами трудностям путешествия, это означало, что у Иосифа была на то причина.

И причина была следующая: после того, как Иосиф получил указание от ангела, что рожденный Марией младенец будет не обыкновенный ребенок, а особый Божий избранник (а кто для слуха иудея мог быть "особым Божьим избранником", который рождается сверхъестественным способом, как не Мессия, а Мессия в соответствии с пророчеством должен родиться в Вифлееме, городе Царя Давида), после откровения, которое было ему во сне, решает навсегда покинуть Назарет и поселиться в Вифлееме. Потому что, если он понял, кто родится у Марии, то значит, и проявить себя Ему будет проще не в Назарете; там все друг друга знают, и притязания Сына Марии на мессианское достоинство могут вызвать негодование и гнев соседей. Это, кстати, впоследствии и подтвердилось, когда Христос в Назаретской синагоге прочитал мессианское место из Книги Пророка Исаии, и применил исполнение этого пророчества к Себе: жители Назарета были так возмущены, что хотели Его убить, скинув со скалы; так что опасения Иосифа на этот счет были небезосновательны. Кроме того, в Вифлееме происхождение от Давида значило куда больше, чем в полуязыческом Назарете. Поэтому, несмотря на положение Марии, Иосиф берет её с собой в Вифлеем, и не только на перепись (на перепись Она могла не ездить), а для того, чтобы остаться в Вифлееме навсегда.

Поскольку потомков Давида оказалось довольно-таки много, городок был небольшой и переполнен, в гостинице места для Иосифа и Марии не нашлось, и, чтобы не оставаться под открытым небом, они останавливаются на ночлег в пещере, куда пастухи в непогоду загоняли скот. И в этой пещере у Марии рождается Сын. Рождение Христа явилось великой радостью не только для Матери Божией и Иосифа; небесный вестник сообщил об этом пастухам, которые пасли свои стада неподалеку, и, может быть, использовали именно ту пещеру, в которой родился Христос, для загона овец. Ангел сказал им, что родился Христос, где его можно найти, и сопровождалась эта весть славословием. Это первое песнопение Христианской эры - "Слава в вышних Богу, и на земле - мир, в людях благоволение!". В русском переводе смысл этого славословия из-за неточного перевода частично теряется, а, вообще, значит он вот что: ангельский мир славит Рождество Христово, и пришествие Бога на землю дарует мир тем людям, чья воля направлена к Богу, направлена к добру. Не просто, что мир наступил на земле - его как не было до Христа, так нет его и сейчас; речь идет о внутреннем мире, который Господь дарует людям, чья воля обращена ко благу, к добру, к Богу. Пастухи вняли словам Ангела, нашли пещеру, где родился Христос, и рассказали Марии и Иосифу о том, что возвестил им Ангел о Младенце. Вот, собственно, и всё евангельское описание Рождества Христова.

Святое Семейство поселяется в Вифлееме, и на восьмой день Христа обрезывают (каждого иудейского мальчика обрезали на восьмой день после его рождения). Этот обряд был настолько священен, что его можно было проводить даже в субботу, когда по закону запрещалось выполнять все иные занятия, не являвшиеся крайне необходимыми. При обрезании давали мальчику имя: Мария назвала младенца Иисус. "Иисус" - это греческое произношение еврейского имени "Иешуа", и переводится оно как "спаситель".

Обрезание - это один из символов Ветхого Завета. Вообще, Бог не раз заключал с людьми завет, или договор, или союз. В Ветхом Завете мы имеем, по крайней мере, три таких союза, и у каждого из них был свой символ: завет Бога с Ноем о том, что Бог больше не будет наводить потоп на Землю, символом этого завета стала радуга; завет Бога с Авраамом, символом которого стало обрезание; завет Бога с Моисеем, символом которого стали Десять заповедей. А когда мы говорим о "новом завете", то это не значит, что это завет, который просто пришел на смену старому, это принципиально, антологически другой завет. Новый завет - не означает "еще другой" или "еще один" завет. Вообще, русское слово "новый" переводит два разных греческих слова: слово "нэос", которое означает арифметически новый, то есть следующий (был один, теперь следующий); и слово "кенос", которое мы употребляем для обозначения Нового Завета, что означает уже не арифметически новый, а антологически новый. Новый по существу, небывалый, которого ещё не было, единократный. Чтобы Бог принес себя в жертву за людей - это абсолютная новизна. Все ветхие заветы или договора говорили о том, что будет делать Бог для своего народа, и что должен будет делать народ для Бога. Новый завет свидетельствует о жертве Бога за людей, и о принципиально новых отношениях между Богом и людьми, таких, которых не было, несмотря на все ветхозаветные союзы.

Обрезание - это и есть один из ветхих заветов, договоров, союзов, который был заключен между Богом и Авраамом, а в его лице, и со всем потомством Авраама. Суть требований этого завета сводилась к следующему: обрезание Авраама и его потомков внешне выражало саму сущность завета, заключенного между ним и Богом. Этот договор предполагал, с одной стороны, что потомки Авраама сохранят веру в единого истинного Бога среди моря идолопоклонства, а Бог, со своей стороны, будет помогать своему народу, и воздвигнет среди них Спасителя мира, то есть Сам родится человеком в потомстве Авраама. И обрезание явилось тем пролитием крови, которое считалось важной гарантией прочности подобных союзов. Это был договор, скрепленный кровью. Через боль каждому иудею было напоминание о том завете, который заключил Бог с Авраамом. И, конечно, обрезание было внешним отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу. Господь принял обрезание, поскольку Он должен был подчиниться закону. Как пишет апостол Павел ".. когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону.." (закону Моисея). Если бы Христос не принял обрезание, никто бы не признал в нём Мессию, потомка Авраама, поскольку именно обрезание означало причастность к избранному народу, из которого и должен был прийти Христос.

А на сороковой день после Рождества Господь был принесен в Иерусалимский храм для принесения жертвы за него. Согласно закону каждый первенец мужского пола, как дети, так и животные, были посвящены Богу. Но если первенцев-животных приносили просто в жертву, то детей, конечно, не убивали, а как бы выкупали у Бога, то есть платили определенную сумму на Храм и приносили за них в жертву животных. И когда Святое Семейство вошло во Храм, их встретил человек, которого звали Симеон. Он подошел к Матери Божией, взял на руки младенца Христа и произнес слова, которые мы слышим за каждым вечерним богослужением: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром..".

Наверное, не для кого, кроме самого Симеона, смысл сказанного не был понятен. А смысл вот в чем: существует предание, согласно которому в числе семидесяти переводчиков, которые были приглашены в Александрию для перевода Ветхого Завета с еврейского на греческий язык, был, и Симеон. Я уже рассказывал историю, как египетский царь, Птолемей Филадельф, который собирал по всему миру книги для своей знаменитой Александрийской библиотеки, решил пополнить её Священным писанием иудеев. Но для этого Ветхий Завет надо было перевести на греческий язык, на котором тогда говорил весь мир, а еврейского языка, кроме самих евреев, да и то, далеко не всех, в мире не знали. Кстати, те евреи, которые жили за пределами Палестины, часто еврейского языка не знали вовсе, знали только греческий. Так вот, для этой цели в Александрию были привлечены семьдесят переводчиков, и, среди них, тогда ещё молодой филолог и богослов Симеон. Ему выпал жребий переводить известное мессианское пророчество из 7-ой главы Книги Пророка Исайи, которое звучит так: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" ("Еммануил" - значит "с нами Бог"). Прочитав этот текст Симеон задумался: как переводить "дева во чреве приимет", ведь, как известно, девы не рожают, рожают женщины? Поэтому Симеон решил заменить слово "дева" на "женщина", и с такой редакцией перевести пророчество на греческий язык. Но Господь остановил его, сказав Симеону, что за неверие во всемогущество Божие Симеон не умрет до тех пор, пока сам, своими глазами, не увидит деву, о которой пророчествовал Исаия, и ребенка, рожденного ею. Шли годы, сменялись поколения, Симеон устал, но от жизни умереть он не мог. Для него долголетие явилось не Божьим Благословением, а Божьим наказанием. Кстати, такое бывает, когда жизнь невыносима, то смерть не отталкивает, а притягивает, как освобождение от страдания.

И здесь, среди множества людей, которые находились в Храме, Симеон, конечно, ведомый Духом Божьим, видит ту Деву, о которой он когда-то в молодости усомнился, и, в свете этой истории, становится понятными и слова Симеона: "Теперь ты меня отпускаешь", то есть теперь я могу умереть, потому что глаза мои увидели Христа Спасителя, а значит, истек срок наказания за неверие. И, как это не парадоксально звучит, наказанием была жизнь, а наградой явилась смерть.

Этот евангельский эпизод называется Сретение. "Сретение" по-русски означает "встреча". Но, по-гречески это слово означает не просто встречу, там заложен более глубокий смысл. Смысл этот вот в чем: когда в древности город не выдерживал осады, принималось решение сдать город, то существовала процедура его сдачи и передачи власти. Из ворот города выходили парламентарии с белым флагом, с дарами, с ключами от ворот города, и их встречали представители осаждающей армии. Они встречались в определенной точке, договаривались об условиях капитуляции, и власть над городом переходила в другие руки. Весь этот процесс передачи власти от одного лица к другому назывался словом "апандисис", а, по-славянски - "сретение". То есть "сретение" - военно-политический термин, который означает смену власти. Поэтому праздник Сретения Господня означает не просто встречу младенца Христа с Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском храме, а это смена религиозных эпох, когда Ветхий Завет заканчивается, и начинается Новый Завет.

После принесения в Храм Христа, Матерь Божия и Иосиф возвращаются в Вифлеем, где, они, видимо, нашли место для жилья, но вскоре им приходится оттуда бежать в Египет. Почему - об этом повествует евангелист Матфей. В Иерусалим приходят с Востока, скорее всего из Персии, волхвы. В греческом тексте они обозначаются более конкретно: не "волхвы", а "маги". Кто таки маги - объяснять, наверное, нет необходимости; достаточно открыть любую газету или журнал, и мы найдем массу объявлений о том, как маг такой-то, за небольшие деньги (или даже за большие деньги) исцелит от болезни, вернет мужа в семью, поможет с бизнесом, снимет сглаз или порчу, и всякая другая чепуха.

Но маги, о которых упоминает Евангелие, конечно, отличаются от наших сегодняшних. Это были астрологи. Астрология - это полунаука, полурелигия, но, по большому счету, конечно, это духовная болезнь, которая выражена в вере в судьбу; не в Бога, а именно в судьбу. Астрологи изучали звёзды, небесные тела, и, по их расположению и перемещению пытались предсказать судьбы мира и человечества. И вот, одна из звезд, которая, по их представлениям, должна была указать на место рождения великого человека, привела их в Иерусалим. Здесь, конечно, можно сделать неправильный вывод: что же, астрология приводит ко Христу? Нет. Астрология, магия, колдовство - всё это заблуждения, и к Богу они на приводят, они удаляют от Бога. Потому что всякое предопределение и предсказание противоречит самому пониманию творения человека. Ведь человек сотворен по образу Божию, как существо свободное, и запрограммировать человека невозможно. Человек не предопределяется, и Бог хранит человеческую свободу. Над сердцем человека никто не властен, даже сам Бог. Бог себя ограничивает ради человеческой свободы. Поэтому никакие предсказания невозможны, они могут приводить к дурным последствиям. Предсказывать можно только то, что не зависит от моей воли. Что не зависит от моей воли? Окружающий мир. От моей воли не зависит, какая завтра будет погода: солнечно, снег или дождь. Вот это и можно предсказывать. Можно предсказывать солнечное затмение, землетрясение, и для таких предсказаний не надо иметь какие-то Божественные откровения, и предсказания такого рода мы находим в Священном Писании - и голода,  и войны, и прочего. Но сказать, как поступит человек - невозможно, потому что каждый из нас свободен и волен поступать так, как он хочет, или так, как он считает нужным, и звёзды здесь не причём, так что астрология - это заблуждение.

Но Бог может использовать и человеческое заблуждение для того, чтобы привести к истине, но только в том случае, если человек ищет истину, а не чего-то другого. Ведь волхвы искали истину, они ожидали рождения великого Царя, который сделает мир лучше; они искали совершенства, и через их заблуждение Господь привел их к себе. Крупнейший исследователь православной иконографии Успенский пишет, что "..в поклонении волхвов Церковь свидетельствует о том, что она видит и освящает всякую человеческую науку, ведущую к ней, признавая, что относительный свет внехристианского откровения ведет тех, кто ему служит, к совершенному поклонению". А сама Вифлеемская звезда в церковной традиции обычно понимается как Ангел, который принял вид более понятный для языческих мудрецов. Ведь они не верили больше никому и ничему, только звёздам, и Ангел в виде звезды привёл их к Богу.

Волхвы плохо понимали политическую обстановку иудеи того времени. Придя в Иерусалим, они стали спрашивать у прохожих: "Где родился Царь Иудейский?". Задавать такие вопросы в столице Царя Ирода, который был маниакально подозрителен, который убивал собственных сыновей, боясь конкуренции, означало, конечно, привлечь внимание к этому вопросу. Царю, конечно, тут же доложили, что мудрецы с Востока ищут новорожденного Царя Иудеи. Ирод, будучи искушенным политиком, решил действовать хитростью: во-первых, он тут же собрал первосвященников, книжников, дабы узнать от них, где должен родиться Христос. Они сказали, что в Вифлееме Иудейском. А затем он пригласил к себе волхвов - узнать время появления звезды, чтобы точно знать, когда родился Христос, то есть какого он возраста. А затем направил их в Вифлеем с просьбой, чтобы они, когда найдут Христа, вернулись к нему и рассказали, где он находится, потому что и он, Царь Ирод, тоже хочет поклониться Ему.

Волхвы пошли в Вифлеем, и звезда, которая вела их на протяжении долгого времени, наконец остановилась над тем местом, где находился Спаситель. Войдя в дом волхвы поклонились Христу, преподнесли ему дары: золото, ладан, смирну. Толкование о смысле принесенных даров обычно дается такое: золото указывает на Христа, как на Царя; ладан - как на Бога; смирна (её использовали при погребении) - указывает на человека, которого убьют. Получив откровение свыше волхвы не возвращаются к Ироду, а как сказано, "..иным путём отошли в страну свою..". "Иным путем" здесь надо понимать двояко: первое - это то, что они ушли из Вифлеема не тем путем, которым пришли (не через Иерусалим, дабы не сообщать Ироду о местонахождении Христа); другой смысл заключается в том, что иной путь волхвов, о котором говорит евангелист, это не путь магии и астрологии, а путь Евангелия. Они нашли истину, и поэтому отвергли свою прежнюю лжемудрость; это и есть их иной путь.

Ирод, не получив известия от волхвов, понял, что его обманули, и, со свойственным ему размахом, решил наверняка избавиться от Христа. Он приказал убить всех детей в Вифлееме в возрасте до двух лет. В средние века появилось фантастическое число: 14-ть тысяч убитых вифлеемских младенцев. Это, конечно, сильное преувеличение: в Вифлееме проживало, дай Бог, несколько сотен человек. А детей в возрасте до двух лет могло быть едва ли больше нескольких десятков, что, конечно, не уменьшает самой трагедии. Ангел предупредил Иосифа о грозящей опасности и повелел Святому Семейству бежать в Египет, а вифлеемские младенцы, сколько бы их не было, стали первыми жертвами за Христа.

Порядок событий - следующий: Рождество Христово, поклонение пастухов, обрезание, Сретение, поклонение волхвов и бегство в Египет. Чтобы завершить тему Рождества Христова, надо еще сказать о его значении. О богословском смысле Рождества. Что оно означает для нас? Действительно, Рождество празднует весь мир. После десятилетий атеизма и в нашей стране этому празднику был возвращен статус государственного, всенародного. В этот день храмы по всей стране переполнены народом, люди дарят друг другу подарки, празднуют, веселятся. Для людей верующих такое всенародное ликование, конечно, приятно. Но есть в нём очень настораживающие моменты.

И вот в чем они заключаются: очень часто бурно разговляются на Рождество те, кто и не думал заговляться. Кто не соблюдал пост, не ходил в Храм, не причащался, не очищал душу покаянием; то есть никак не готовил себя к встрече с рожденным Христом. И для таких людей в принципе без разницы что праздновать: очередную годовщину революции или Рождество. Для них это просто хороший повод опохмелиться после продолжительных новогодних застолий. И всё.

Есть и другая категория людей, наверное, наиболее многочисленная и сегодня, когда человек имеет убеждения, считает себя православным, принадлежащим к Церкви, носит нательный крест, имеет дома иконы, крестит своих детей, приглашает Священника освятить квартиру или офис, но в жизни Церкви он никак не участвует. Он приходит в Храм два раза в году: на Рождество и на Пасху. Такие люди, конечно, знают, что две тысячи лет назад в Вифлееме родился младенец Иисус Христос, и что это событие называется Рождеством, но а что это значит лично для их жизни - они понятия не имеют.

Да и люди церковные, которые живут в ритме церковной жизни, и для которых Рождество Христово - это радостное духовное переживание, они подготавливают себя постом и молитвой к встрече с вифлеемским Богомладенцем, они тоже не всегда могут пояснить, что изменилось в мире, и лично в их жизни, через боговоплощение.

Самым важным и центральным в воплощении Сына Божия, в Рождении Иисуса Христа, является соединение божественного и человеческого. Бог, не переставая быть Богом, стал ещё тем, кем Он до этого не был: Он стал ещё и человеком. Как такое могло произойти - остается для нас загадкой, непостижимой тайной. Потому что божественное - значит абсолютное, вечное, нечем не ограниченное; а человеческое значит слабое, ограниченное, смертное, тленное. Как эти две, несовместимые реальности, могли соединиться в одну личность - непонятно. Но именно это соединение дало возможность миру людей прикоснуться к жизни божественной. Божественная сила, божественная Благодать стала доступна для рода человеческого. Наша природа после Рождества Христова не изменилась; человек не изменился, он остался тем же самым. Но, в отличии от людей до Христа, мы можем обрести в своей жизни присутствие Бога, его поддержку, если мы, конечно, нуждаемся в ней. Если, образно говоря, мы настроим себя на эту волну божественной Благодати, если наш внутренний мир будет соответствовать миру Бога, если не будет препятствий для Его проникновения в нас, а такое препятствие только одно - грех. Другими словами, после пришествия Христа человек в этом мире уже не одинок, даже если рядом никого нет. Он всегда может обрести источник силы, жизни, надежды, радости, если только возьмет на себя труд расчистить для божественной Благодати дорогу к своему сердцу от скверны греха.

Конечно, этим не исчерпывается значение Рождества Христова для нас, на эту тему можно очень долго говорить. Но то, что я сказал - это, пожалуй, самое основное. Событие Рождества Христова положило начало постоянному присутствию Бога в этом мире. И когда мы к Нему обращаемся с верой, то ощущаем и Его присутствие, и Его поддержку, и помощь. Вот о чем нам надо помнить, когда мы празднуем Рождество Христово. И праздновать его надо с благодарностью Бога за дар Его Благодати. Чтобы молитвенное переживание Рождественских событий в нас укрепило этот дар. И уж совсем не допустимо праздновать Рождество таким образом, что теряется не только Дар божественной Благодати, но и человеческий облик. Будем помнить об этом.

И, в заключение темы Рождества, скажу еще вот о чем: известие о пришествии Бога на Землю получает не император Август, не царь Ирод, не первосвященник Иерусалимского храма, а простые пастухи и мудрецы-волхвы. Почему? Да потому, что не императору, не Ироду, не первосвященнику Христос не нужен - им и без Него хорошо. Более того, Ироду показалось, что Христос может быть опасен для его власти, и поэтому хотел убить Его. А то, что не удалось сделать Ироду, через тридцать с лишним лет удастся первосвященникам с санкции представителя Римского императора - они убьют Христа.

Тоже самое происходит и сегодня: Христос часто открывается людям простым и с чистым сердцем, как тем вифлеемским пастухам, которые первые узнали весть о рождении Христа. Тогда стали очевидны слова Спасителя, которые Он произнесет через тридцать лет в Нагорной проповеди: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят". Вот эти чистые сердцем пастухи первыми и увидели Бога, увидели Христа, как видят Его своими духовными очами те, чье сердце не омрачено злом. Но, иногда, люди приходят к вере силой своего ума, силой своего интеллекта. Это удел людей мудрых, мыслящих, склонных к наблюдению за миром, умеющих делать правильные выводы. Это те самые волхвы, которым Господь открыл Себя посредством их же науки. А есть такие, кому Христос просто не нужен и не интересен, они в жизни своей не обращают на него внимания. О них можно сказать словами Писания: "..не холоден, не горяч..". Но есть и сознательные враги Христа, у которых само Его имя вызывает ярость. И пример истории нашей страны в XX-м веке явил множество Иродов, которые проливали реки крови для того, чтобы убить саму память о Христе в людях. Событие Рождества Христова было с самого своего начала краеугольным камнем. Одни строили на этом камне здание своей веры и жизни, а другие всеми силами пытались этот камень разрушить. Происходит это и сегодня.

На этом всё. Храни вас Господь и Матерь Божия. До свидания.



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar