Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Шмеман. Беседа 7. Сын Божий


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239867

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/rwAL-saB_yQ

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/07_Aleksandr_Shmeman_Symvol_Very.mp3


Верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Такова та часть Символа веры, которым издревле исповедуют христиане свою веру в Иисуса Христа. Т.е. как бы отвечают на вопрос неизменно через все века к ним обращёный: "Кто для вас Иисус Христос? В чём состоит ваша вера в Него?" В прошлой моей беседе я остановился на первом утверждении. На именовании Христа "Господом".

Уже в этом слове, говорил я, заключена и выражена вера в божественность Христа. Он потому Господь мира и жизни, что Он свыше, а не снизу. Потому что мир - Его мир, жизнь мира - Его дар. Сегодня мы переходим к развитию, к углублению, к уточнению этой веры в дальнейших словах Символа веры.

Назвав Христа Господом, Символ веры дальше называет Его Сыном Божьим Единородным, т.е. единственным. И тут мы подходим к самой главной и центральной тайне христианской веры. Я употребляю это слово "тайна" совершенно сознательно, ибо для нас бесконечно важно то, что вера это во Христа как Сына Божия не есть плод человеческих догадок, умственных построений и выводов. Нет, это именно Тайна. Но тайна, которую раскрыл, передал нам Сам Христос. И мы верим в Него как Сына Божьего Единородного прежде всего и превыше всего, потому что мы верим Ему, Его словам. Он сказал и слова эти записаны в Евангелии: "Никто не знает Сына кроме как Отец, ни Отца не знает никто, кроме Сына и кроме тех, кому Сын это открыл". И дальше: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". И наконец: "Никто не может придти к Отцу как только Мною". Такие цитаты из Евангелия можно было бы умножить во много раз, но и этих достаточно, чтобы убедиться в том, что Сам Иисус Христос в своей проповеди людям утверждал, что Он Сын Божий. И не в том только смысле, в каком все люди, поскольку сотворены они Богом, могут быть названы детьми Божьими, а в смысле единственном и исключительном, заключённом в слове "единородный", т.е. "единственный" и усиленный дальнейшими словами: "от Отца рождённый прежде всех век".

Так учил Христос о Самом Себе. И следовательно эту веру мы принимаем от Него Самого. Мы верим Ему, Его словам, Его учению о Самом Себе. И потому мы верим в Него. И именно тут проходит черта между теми, кто эту веру принимает и ею живёт, и теми, кто её не принимает, говоря, что хотя Христос принёс людям замечательное, возвышенное, божественное учение, но Сам Он человек, а не Бог. Я потому останавливаюсь на этом выборе, потому что он вне всякого сомнения определяет собой всё дальнейшее наше понимание христианства. Можно сказать так: либо мы принимаем Евангелие целиком, принимаем всё учение Христа, как оно в Евангелии нам дано и даровано, и это значит верим всем словам Христа, верим Ему и это далее значит - принимаем Его учение о Себе, как Сыне Божьем Единородном, либо же мы в Евангелии что-то принимаем, а что-то отбрасываем. Принимаем то, с чем согласны, понимаем и отбрасываем то, чего не понимаем или то, что считаем неверным, неправдоподобным, неразумным. Только нужно понять, что, если мы выбрали этот второй подход, мы самих себя делаем как бы судьями Евангелия и, что еще страшнее, в сущности считаем, что Христос в чём-то ошибался и учил неправде. Но если Он в чём-то ошибался и учил неправде, то какова ценность других Его слов и всего Его учения? Если читать Евангелие непредвзято, то не может быть никаких сомнений в том, что Христос сознавал Себя Сыном Божиим, посланным в мир Своим Отцом, чтобы спасти мир. И для этого стал человеком, Сыном Человеческим, как Он Сам Себя называл. Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, одним из нас, чтобы нас снова сделать детьми Божьими. В этом весь смысл Евангелия, то есть той Благой вести, благой новости, которую ученики Христа разнесли по всему миру, той тайны, которую Иисус Христос возвестил и явил миру.

Поэтому с принятия именно этой тайны и начинается христианская вера, и в вечном углублении в нее, в погружении в неё и состоит христианская жизнь. И первый смысл её в том, что Бог в этой вере перестаёт быть отвлечённой идеей, необъяснимым принципом, какой-то необходимой причиной. Нет, Бог раскрывается как Отец. И опять-таки не в отвлечённом смысле как причина - Творец всего существующего. Нет. А потому что Он Отец Иисуса Христа Сына Своего единородного, потому что Он - Бог есть вечная любовь к Этому Сыну, вечная радость о Нём, вечная Ему самоотдача. "Отец любит Сына" - говорит Христос и всё отдал Ему. И это также значит, что Бог есть Сын - вечная любовь, вечное послушание, вечная самоотдача Отцу. Да, изнемогает наш ум, наш ограниченный человеческий рассудок. Изнемогает перед глубиной, величием и – по-человечески – непонятностью этой тайны. Но именно её, эту тайну возвещает нам Христос: это совсем другое, новое, неслыханное учение о Самом Боге. И в ответ на это Церковь не перестаёт радостно утверждать, что Христос – «Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного». И потому к этой тайне, поскольку она в сердце всей нашей веры, мы должны снова вернуться в следующей нашей беседе.



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar