Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Глебов. Беседа 1. Эллинское наследие


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239955

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/ZV0x4KQm6rg

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/01_Aleksandr_Glebov_istoriya.mp3


Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодня мы начинаем цикл бесед или лекций по предмету "Библейская история Нового Завета". Ближайшее время в центре нашего внимания будет книга, которая всегда должна быть и в центре внимания, и в центре жизни каждого из нас. Потому что через эту книгу с нами говорит сам Бог, это Его слово, обращенное к нам, это книга книг - Святое Евангелие. Конечно, вся Библия, обе её части, как Ветхий, так и Новый Завет, являются Словом Божьим. Но всё-таки Евангелие представляет для нас особую ценность, уникальность, а вместе с тем и значимость. Ибо Евангелие повествует о том исключительном времени в человеческой истории, когда Бог был человеком, когда Он жил среди людей, был одним из нас. Не просто оставаясь невидимым и недосягаемым сообщал Свою волю и Своё слово через пророков, но всемогущий Бог, творец вселенной, источник жизни явил Себя миру в Сыне Божьем, который стал Сыном человеческим. О чем и говорит автор Послания к  Евреям, когда пишет, что "Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил.." (то есть само время сотворил). И далее продолжает: ".. сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших воссел одесную престола на высоте".

Так вот кто жил среди нас - "сияние славы и образ ипостаси Божией", Который держит всё словом силы Своей. А зачем Он пришел к нам? Чтобы совершить Собою очищение грехов наших, то есть ради нас и нашего ради спасения. Поэтому тридцать три года земной жизни Господа Иисуса Христа являются не только началом новой эры человеческой истории, но и началом новых отношений между Богом и человеком. Это центральное событие мировой истории, а потому и Евангелия, из которых мы черпаем сведения о земной жизни Бога, выделяются своей значимостью не только из всех остальных книг, написанных людьми, но они стоят в особом ряду и в каноне Библейских книг. Евангелие это вершина Божественного откровения. Четыре книги, которые составляют Евангелие - это непростые книги. Во-первых, они непростые, потому что это  - слово Божие, а во-вторых, понимать Евангелие очень непросто. И каждый из нас, когда читает Евангелие, да и не только Евангелие, но и любую другую книгу Библии, сталкивается с некоторыми, а иногда даже и не с некоторыми, а со многими трудностями понимания текста. И это не признак нашей глупости. Библия в целом, и Евангелие в частности, это действительно очень сложные книги. и существует целая наука, которая называется "библиистика", и которая призвана помочь читателю Священного Писания правильно понять как Евангельскую историю, так и Евангельские послания людям.

Вот сегодня мы читаем Евангелие на русском языке, в так называемом "синодальном" переводе, который был сделан в девятнадцатом веке. И перевод этот далеко не самый лучший, он грешит многими неточностями. Но по-русски мы читаем Евангелие дома. А в храме мы слышим чтение Евангелия и всех других священных книг на славянском языке, который хотя и ближе к греческому оригиналу (он действительно более соответствует подлиннику нежели русский синодальный перевод), но здесь другая проблема: славянский язык - это язык архаичный, это мертвый язык. Мы на нем не говорим, а раз не говорим, то и не понимаем его.

Но, в любом случае, ведь Христос говорил ни по-русски, ни по-славянски. Он говорил на одном из диалектов еврейского языка, распространенном в Его времена в Палестине - на арамейском языке. А сами Евангелия были написаны апостолами на греческом языке, в то время международном языке Римской империи. И в Евангелие мы имеем только несколько слов, точнее несколько фраз Христа, именно в том звучании, в каком они и были Им произнесены на арамейском языке. Например, когда Христос воскрешает дочь Иаира, Он говорит ей "талифа-куми", что означает "девица - встань"; а затем при исцелении слепого Христос произносит "еф фа фа", что означает "отверзнись". И, наконец, одна из последних фраз земной жизни Спасителя, сказанная Им уже на кресте, евангелистами также не переводится на греческий язык, а остается в оригинале на арамейском: "Или, Или! лама савахфани?", что означает "Боже, Боже Мой, зачем ты оставил Меня".

А вот все остальные слова и речения Господа с арамейского были переведены на греческий, а с греческого уже на все другие языки мира. Значит до нас Евангелия дошли в переводе. Но любой перевод - это уже не оригинал, это уже некое искажение. При переводе допускаются ошибки, допускаются неточности, частично теряется смысл, и наш русский перевод Нового Завета с греческого языка - это уже перевод с перевода и с перевода, то есть это тройной перевод, поэтому неточности там неизбежны, и неточностей там достаточно много. Но, более того, помимо лингвистического перевода, Евангелие нуждается в переводе на язык совершенно иной культуры, ведь за две тысячи лет цивилизация изменилась до неузнаваемости. Когда Христос учил, то стиль и форма его речей соответствовала древнему семитскому мышлению. Христос был иудеем, и говорил, в первую очередь, для иудеев, которые и окружали Его. Христос использовал в своих речах те образы, сравнения, религиозные догмы, верования, представления, которые были свойственны Его современникам, но абсолютно чужды и непонятны нам. Ну и, наконец, он жил не в России XXI-го века, а в Иудее I-го века, в мире совершенно иной культуры, иной религии, где существовала своя, очень напряженная политическая обстановка, где люди жили своими чаяниями, разочарованиями, надеждами. Всё это откладывает свой отпечаток на проповедь Христа, и этот контекст надо учитывать когда мы читаем Евангелие. И цикл моих бесед призван к тому, чтобы, во-первых, дать некую общую картину - историческую, религиозную, культурную, политическую, на фоне которой происходили Евангельские события; затем сказать о том, как появились четыре канонические Евангелия - какова была история их написания, какие цели, для кого они писались и что их отличает друг от друга; и, конечно, самое главное - сказать о Христе, об основных событиях Его жизни, и какое значение эти события имеют для нас. Его учение, то, как это учение правильно понимать, а понимая и применять в своей жизни, и будет являться предметом моих лекций.

Давайте начнем с краткого описания того мира, в который пришел Христос. Мира не как творения Божьего, мира не как природы или космоса, а как человеческой цивилизации, которую формируют религия, культура и политика. Христос родился в Иудее, стране, которая за 63 года до Его рождения была захвачена армией Гнея Помпея и обращена в римскую провинцию. Во всех подчиненных империи провинциях законы, а также внешние формы администрации и управления, были римскими. Но римская государственность сложилась не на пустом месте, ведь понятно, что не бывает цивилизации ниоткуда и мы все являемся наследниками прошлого. А вот культурные формы Римской империи, образ мысли, литература, философия, архитектура - всё это уходило в доримские времена. Культурный мир Римской империи имел своё начало примерно за триста лет до Рождества Христова, а именно в империи, основанной Александром Македонским.

Александр III Македонский, или, как совершенно справедливо стали называть его уже современники, Александр Великий, родился в 356-м году до Рождества Христова и был сыном македонского царя Филиппа II-го. Македонией в те времена называлось не сегодняшнее государство "Македония", которое возникло недавно после распада Югославии. В древности Македония - это северная часть Греции, главным городом в которой были Фессалоники. Южная часть, южная провинция Греции называлась Ахайя (или Ахея), со столицей в Коринфе. Уже с самой юности у Александра Македонского стали ярко проявляться таланты, и в первую очередь колоссальный талант лидера, полководца и стратега. Известен такой случай из его ранней молодости: в 340-м году, когда Александру только исполнилось шестнадцать лет, его отец отправился в поход и поручил ему управление государством. Александр не только справился с этой задачей и проявил себя как умелый правитель, но и показал свои незаурядные способности военачальника, возглавив армию и подавив восстание фракийских племен. Однако юного Александра интересовали не только военные баталии и ратное искусство. Его наставником был один из величайших философов не только древности, но и всей истории человеческой мысли -   Аристотель, влияние которого на формирование личности Александра Македонского невозможно переоценить. Александр наследовал трон в 336-м году и уже буквально через несколько лет его блестящий полководческий талант стал известен всем. Слава о нем гремела по всему миру: кого-то приводила в трепет, у кого-то вызывала восторг, но никого не оставляла равнодушным. В то время доминирующей державой в мире была Персидская империя. Свои завоевания Александр начал с того, что стал один за другим освобождать греческие города Малой Азии от оккупации персов. Затем он повернул на юг, захватил Египет, где в 332-м году основал город, названный в честь него Александрией.

Вообще-то «Александрий» - городов, носивших названия в честь его имени, было достаточно много. Историкам известны по меньшей мере шестнадцать Александрий, которые были расположены на территории современных государств, таких как Турция, Греция, Болгария, Иран, Ирак, Туркменистан, Таджикистан, Афганистан и другие, т.е. везде, где проходили его войска. Но именно Александрия Египетская, город, расположенный на берегу Средиземного моря, стал после смерти Александра Македонского не только столицей Египта, но и одним из культурных центров мира, и центром распространения эллинизма на последующие шесть столетий. Этот город поражал своей красотой и размахом: торговля, развлечения, знания. Всё это привлекало в Александрию людей со всего света. А во втором и третьем веках христианской эры Александрия превратилась в интеллектуальную столицу христианского мира. Александрийская богословская школа была представлена такими именами как Климент, Афанасий, Ориген и многие другие. А в период борьбы церкви с арианством город просто превратился в оплот христианской веры.

Но всё это уже будет после смерти Александра Македонского. Кстати, останки его будут перенесены в Александрию одним из его полководцев Птолемеем, который после смерти Александра станет царем Египта. После завоевания Египта Александр направляется в Месопотамию, где в 331-м году наносит окончательное поражение персидскому царю Дарию третьему, но на этом его завоевания не закончились. Армия Александра Македонского движется дальше на восток, доходит до Индии, и, если бы не бунт солдат в Пенджабе, куда он привел их, наверное поход мог продолжиться и дальше. Александр Македонский возвращается в Вавилон, древнюю столицу Среднеазиатской цивилизации. Желая снять напряжение в армии, вызванное бесконечными походами, он устраивает грандиозные празднества - свадьбы между солдатами своей армии и вавилонскими девушками. И, наверное, в знак солидарности с ними, он и сам берет себе очередную жену. Однако во время этих торжеств он умирает. Умирает июне 323-го года, в возрасте 33-х лет. Что послужило причиной его смерти - сказать сложно. По одним сведениям он был отравлен, по другим - умер от малярии, но более вероятно что он, попросту говоря, спился. Александр Македонский был действительно великим, гениальным человеком, но человеком, не лишенным многих пороков. Да, он мог повелевать миром, побеждать армии, намного превосходящие его, но он не умел господствовать над собой. При всей своей внешней силе, могуществе, блеске, у него были пороки и слабости, одна из которых алкоголизм. И видимо во время всех этих свадебных торжеств принятая им доза оказалась слишком большой и последней в его жизни. Так что смерть этого великого человека оказалась отнюдь не величественной.

Но вот что важно, и, собственно, что отличает Александра Македонского от всех других завоевателей и диктаторов, которые были до него и после него: Александр, во-первых, не использовал свою власть только ради себя, он не был грубой и бескультурной личностью. Как я ранее говорил, в юности он учился у великого Аристотеля и, конечно, никогда не забывал услышанного от него. Александр был человеком всепоглощающей страсти к познанию мира. И вот еще что главное: Александр Македонский под влиянием воспитания Аристотеля проникся такой фанатичной преданностью к греческой культуре, что пришел к убеждению, что цивилизация достигла своей цели и апогея своего развития именно в греческом образе мысли и в греческом образе жизни. Почему именно в греческом - сказать сложно. Наверное только потому, что каждый человек считает культуру своего народа самой лучшей и самой возвышенной. Конечно можно сказать что отчасти он был прав, ведь кругом было варварство. Но ведь помимо варварства уже не одно тысячелетие существовали великие культуры - и Египта, и Вавилона. А Библейская ветхозаветная культура она что - ниже греческой культуры?

Так или иначе Александр считал, что именно греческая культура и есть вершина цивилизации. А вот его, Александра Македонского миссия и высшее предназначение заключается в том, чтобы поделиться этой ценностью со всем остальным миром. Поэтому его завоевания являлись не просто оккупацией чужих территорий с целью укрепления своего могущества и славы. Смысл походов Александра Македонского состоял в приобщении человечества к эллинской культуре. Цель его завоеваний - это распространение греческой культуры. Но и, кроме того, его походы во многом продвинули знания в области географии. Его деятельность привела к перенесению великих центров европейской цивилизации на восток, и к созданию если не в политическом смысле, то, по крайней мере, в экономическом и культурном, единого мира, простирающегося от самого запада Европы до сегодняшнего Пакистана. Даже если у Александра Македонского и были притязания на своё божественное достоинство, то это тоже носило политический характер. Он не хотел просто захватывать престолы - скажем персидского царя или египетского фараона, он хотел наследовать их по закону. А как их можно наследовать по закону, если, например, египетский фараон всегда считался сыном бога Ра? Ведь наследовать богу может только бог, поэтому только в этом смысле, чтобы не выглядеть узурпатором, который присваивает себе то, что ему по праву не принадлежит, Александр Македонский усваивал себе божественные достоинства. И замысел его удался. Его завоевания положили начало новой эре, началась так называемая "эллинистическая эпоха", когда греческие обычаи, греческая религия, греческая философия, греческий язык, всё это было воспринято по всей империи Александра Великого, а его империя - это весь тогдашний мир. Города строились в греческом стиле, греческие храмы, греческие стадионы, театры, этот образ жизни получил название "эллинизм". И длился он почти еще тысячу лет после смерти Александра Македонского.

Вообще, что касается того, как правильно говорить - "эллины" или "греки"? Дело в том, что сами греки называют себя "эллинами", а вот все остальные называют их "греками". Связано это с тем, что первое поселение, которое увидели римляне, подплывая к Элладе, называлось "Грека", и отсюда всех жителей страны стали называть греками. Политически, созданная Александром Македонским империя не пережила его. После смерти его ведущие полководцы разделили империю на части. Один из них, Селевк, получил Сирию и часть Ирана, Птолемей получил Египет, и впоследствии перенес в Александрию останки Александра Македонского. Селевк и Птолемей основали царства, названые их именами, которые имели особое значение для Новозаветной истории: Царство Птолемеев и Царство Селевкидов. Центром империи Птолемеев был Египет, а столицей Александрия. Правители, сменявшие друг друга на престоле этой империи назывались "Птолемеи". Например Клеопатра, умершая в 30-м году до Рождества Христова, была последней царицей из династии Птолемеев. А империя Селевкидов управлялась управлялась из Сирии, её столицей была Антиохия, часть её правителей носило имя "Селевк", некоторые другие "Антиох", все вместе они именуются "Селевкидами". Когда Помпей в 63-м году до Рождества Христова сделал Палестину Римской провинцией, империя Селевкидов прекратила своё существование.

Помимо этих двух царств были и другие, которые образовались после смерти Александра Македонского на осколках его империи. Политически это были, конечно, уже разные государства, но в культурном отношении они были частями единого, эллинского мира, построенного Александром Македонским. И вот приемником этих эллинистических держав впоследствии стал Рим, который постепенно набирал силу. Сначала Рим - это небольшое поселение, основанное полуразбойничьей вольницей, потом маленькая республика очень дисциплинированных, воинственных, суровых, очень аскетичных людей. Они в отличии от греков, ничем не выделялись в области культуры, искусства, философии да и вообще творчества, но у них была глубокая преданность своему городу, обычаям предков, а самое главное - преданность закону. Их город был как военный лагерь. Он постепенно начинает набирать силу, и ко второму столетию до Рождества Христова одно за другим подчиняет себе эллинистические государства. И в 30-м году до Рождества Христова Рим становится почти полным приемником империи Александра Македонского. Это произошло при первом римском императоре Октовиане Августе, уже тогда, когда Рим перестал быть республикой и превратился в монархию с тоталитарным уклоном.

Создателем римской монархии был Юлий Цезарь, который погиб в 44-м году до Рождества Христова от руки убийцы. Но погиб он лишь только потому, что не мог стать, или не хотел стать до конца тираном. Он умел прощать своих политических соперников. А ведь известно, что если встать на путь деспотии, то надо всех противников уничтожать. Юлий Цезарь их не уничтожил, поэтому и пал от их руки. Наследником его стал приемный сын Октавиан Август, который уже в полном соответствии с логикой диктатора стал постепенно убирать с дороги своих соправителей (бывших друзей). И в 30-м году стал единовластным господином всего Средиземноморья. В 30-м году он нанес последнее поражение своему сопернику Антонию, который после смерти Юлия Цезаря занял его место любовника Клеопатры, а, следовательно, контролировал Египет, страну очень важную в стратегическом отношении, а также богатую хлебом и человеческими ресурсами. История борьбы Антония и Августа наверное многим хорошо знакома по книгам и кинофильмам.

Таким образом, империя Александра Македонского, распавшаяся после его смерти на ряд государств по прошествии менее трех столетий была вновь воссоздана при первом римском императоре Октавиане Августе. Имя этого императора упоминается в Евангелие от Луки - именно по повелению кесаря Августа была проведена перепись населения по всей империи. Напомню, что Дева Мария и Иосиф Обручник пошли на перепись в город Вифлеем, город Царя Давида, из которого происходил Иосиф. Там и родился Христос, в правление кесаря Октавиана Августа. Сам Октавиан был, конечно, прекрасным полководцем. Но его успех во многом зависел от того факта, что между всеми завоеванными им народами уже на протяжении трех столетий существовало глубокое культурное единство. Несмотря на естественные национальные различия населения стран Средиземноморья ясно осознавали себя частями единого мира. Они говорили на одном языке, по гречески, это был особый греческий диалект, который получил название общенародного языка, он назывался "койне". У них были одинаковые возможности получить образование, они жили одними интересами и т.д. И вот такое единение империи было достигнуто исключительно благодаря гению Александра Македонского.

Римляне сохраняли традиции покоренных народов. Как и Александр Македонский они понимали, что их державе, кроме насилия, нужны какие-то иные, объединяющие начала. А вот сами они могли дать миру немногое. Единственное, что привлекало всех - права, связанные с римским гражданством. Что такое права, связанные с римским гражданством, мы знаем на примере из книги Деяний апостольских, когда апостол Павел избежал бичевания и возможной смерти только в силу того, что обладал статусом римского гражданина, и поэтому судить его могли только в Риме, с соблюдением всех юридических норм. Если бы апостол Павел не был римским гражданином, то его жизнь оборвалась бы значительно раньше. Я могу зачитать этот отрывок из книги Деяний, гл. 22, ст. 24 -28: "Тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него. Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек – Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем". Если человек получил Римское гражданство, то повсюду в империи - в Риме, в Африке, в Азии, он пользовался одинаковыми правами. Например, его не могли посадить без суда и следствия, а ведь это далеко не всегда соблюдается даже сегодня, по крайней мере в нашей стране. Вот что значило римское гражданство, какую безопасность, защищенность и привилегию оно давало жителю империи.

Но, кроме того, в этом эпизоде, который я сейчас прочитал, когда апостол Павел заявляет тысяченачальнику, что он римский гражданин, мы также сталкиваемся с очень высоким уровнем правового сознания римлян, их преданности закону. "Pax Romana" - римское право, оно и до сегодняшнего дня лежит в основе законодательства всех развитых европейских государств, ему подчинялись все - от раба до императора. Но римское гражданство давали далеко не всем. Надо было совершить какой-то подвиг во славу империи, либо купить это гражданство за большие деньги, как это сделал тысяченачальник из книги Деяний. Понятно, что такую возможность имели далеко не все. И поэтому естественно, что Риму пришлось ориентироваться на эллинизм, в котором видели самый удобный принцип интеграции.

Греческая культура через колонистов уже давно стала просачиваться в Италию, а после оккупации Римом Греции сама империя была эллинизирована. Гораций сказал так: "Греция, взятая в плен, победителей диких пленила". То есть греки, которые были завоеваны римлянами политически, и стали частью римской империи, они, будучи завоеванными, завоевали и покорили эту империю в культурном отношении. Не победители, римляне, стали навязывать грекам свои обычаи, моду, язык, как это обычно бывает, когда победитель диктует условия, а всё наоборот: побежденные греки диктовали римлянам правила жизни. Очень быстро среди римской знати всё греческое было признано как эталон. В их домах эллинские писатели, художники, риторы были самыми желанными гостями, устраивались дискуссии в стиле "сократовых" бесед. Вообще, римляне были убеждены, что культурное наследие Греции - это сокровище, которое должно обогатить Рим. Повсюду прививались манеры, одежда греков.

Рядовые граждане Рима, конечно, мало интересовались философией, искусством Греции, но что им нравилось и что подкупало их в жизни греков - их вольность нравов, раскованность, остроумие, умение пожить в своё удовольствие. Римляне - люди, послушные закону, трудолюбивые; греки - занимаются философией, развлечениями, искусством, но не конкретным трудом.

Правда римские торговцы проявляли свою любовь к Греции своеобразно: постоянно давали понять грекам что они - завоеватели, поэтому беззастенчиво грабили греческие города, вывозили оттуда скульптуры, картины, ценные рукописи. За всё это любители искусства в Риме платили огромные деньги. Когда трофеев стало не хватать, то стали выписывать греческих мастеров, которые вскоре буквально наводнили Рим. Кстати, именно изделия греческих мастеров до сегодняшнего дня составляют основу коллекции Италии. Дома знати, дворцы, скульптуры, различные публичные места, театры, храмы, спортивные сооружения - всё это стало приобретать эллинский вид. Греки, конечно, решили воспользоваться модой на их культуру: они покидали свою страну и нанимались к римлянам в качестве учителей, слуг или музыкантов, и через всё это происходило врастание эллинизма в быт римлян. Вскоре сенаторы, а вслед за ними весь народ Рима, стал говорить по-гречески.

Конечно такая повальная эллинизация не могла не сказаться на религии, например, греческую форму обретали имена местных богов или богинь. Юпитер объявили Зевсом, Юнону - Герой, Венеру - Афродитой, и так далее. Другими словами, эллинское влияние в той или иной степени пронизывало все слои общества. И эллинизм, распространению которого так истово служил Александр Македонский, действительно пустил глубокие корни и одержал победу над Римской империей спустя два века после смерти великого полководца. Но, не только над Римской империей. Справедливо будет сказать, что и среди факторов, способствовавших успеху христианства в Римской империи, были и её повсеместная эллинизация, которая создавала общее культурное пространство. Да и более того, долгие века существования Византия в некоторой степени явилась также плодами трудов Александра Македонского.

На этом мы завершим нашу сегодняшнюю лекцию, а на следующей побеседуем о греческой философии. Храни Вас Господь!



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar