Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Евгений Горячев. Беседа 1. Катехизация как необходимая подготовка к Таинству Крещения


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239906

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/xtH1veDvW9U

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/01_Evgeny_Goryachev_katehizis.mp3


Добрый вечер уважаемые радиослушатели, добрый вечер дорогие братья и сёстры!

Сегодня мы хотели бы предложить вашему вниманию начало цикла передач посвящённых церковной катехизации. Это не отвлечённое, не абстрактное рассуждение или свидетельство, нет. А наше сегодняшнее общение, потому что в аудитории рядом со мной собрались люди которые нуждаются в этом, хотя и по разному.

Не секрет, что катехизация касается не только людей, которые собираются креститься, но и тех, которые уже крещены, но не воцерковлены. Поэтому для них начатки церковного вероучения также необходимы как и для людей ищущих непосредственно вступления в церковь через Крещение.

Поэтому сегодняшняя передача, она, как я уже сказал, положит начало целому циклу катехизических бесед, которые могли бы применяться и священнослужителями в подготовке к Таинству Крещения и людьми, которые хотели бы им помочь на этом поприще. Несмотря на то, что они не обличены церковным саном, потому что катехизацией в древней церкви наряду с клириками занимались подготовленные миряне.

Поэтому то что я сегодня начну, это одна из возможных схем катехизации. Но сразу же оговорюсь, что без катехизации нельзя. И когда мы смотрим на современную церковную жизнь, то невольно у людей далёких от церковного вероучения, от жизни в церкви, возникает вопрос: «Не новшество ли это?», и если новшество, насколько оно соотносится с самой сутью Церкви, по одной простой причине, потому что огромное количество людей уже крещено и продолжает креститься без всякой подготовки. Я скажу, что это досадный недостаток, и чем быстрее мы этот недостаток преодолеем, тем лучше будет и тем, кто собирается креститься и тем, кто их крестит и обществу в целом.

Но связано это не с такой, знаете, корпоративной клерикальной институциональной выгодой, это связано с заповедями Божьими. Почему? Потому, что люди собирающиеся принять таинство Крещения мыслят о себе, как о христианах, значит возводят своё решение войти в Церковь с Иисусом Христом, именно с Его именем и с Его повелениями. Поэтому, когда мы размышляем на тему, почему с одной стороны почему священник не имеет право отказаться в крещении тому, кто его просит об этом, а с другой стороны, почему он не имеет право крестить без катехизации, мы обращаемся к первоисточнику, к книге, которая у христиан пользуется статусом абсолютно достоверной и абсолютно значимой. Это Священное Писание Ветхого и Нового завета. Нас в первую очередь интересует Новый Завет, потому, что там Христос говорит о крещении. И там сказано следующее, Господь обращаясь к апостолам говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что я заповедую Вам». Поэтому мы видим, что изначально из уст Христа ранняя Церковь не мыслила введение нового человека в общность христиан по той схеме, которая последовательно изложена из уст Самого Спасителя: «Идите, научите, крестите». «Идите» связано с миссией Церкви, поэтому в том случае, когда общество, другие народы, люди другой веры нуждаются в этой миссии, то здесь слово «идите» выступает во всей своей рельефности и полноте. Но когда мы говорим о нынешней Российской Федерации, мы понимаем, что формально идти некуда. Люди сами приходят и сами просят о том, чтобы их крестили. Поэтому отставляя за ненадобностью в наших условиях возможность и необходимость куда-то идти, мы ограничиваемся двумя другими словами: «научите», потом «крестите».

Мы видим, что Христос и ранняя церковь, предполагают подготовку важнейшему событию духовной жизни каждого человека, участию в Таинстве. Но что бы понять почему это так, посмотрим на проблему с другой стороны. Вот если нашу жизнь попытаться рассмотреть в разных её аспектах, что мы увидим? Мы увидим, что чем серьёзнее выбор или какое-то событие нашей жизни, тем серьёзнее предшествующая подготовка к нему, потому, что если подготовка будет отсутствовать, само это событие, особенно, если это праздник, само это обстоятельство может просто не сложиться, или сложится не так как мы планировали.

Ну, допустим, самый почитаемый в нашем народе, несмотря на формальную христианизацию общества, праздник, ещё с советских времён — Новый год. Я думаю, если бы проводили передачу не «Имя России», а «Праздник России», я думаю, Новый Год бы опередил Рождество и Пасху и какие угодно другие праздничные даты. Почему — это другой вопрос, я сейчас не хотел бы об этом рассуждать, но, посудите сами, радость праздника связана с датой в календаре, или ещё с чем-то? Достаточно дождаться 31-го декабря, чтобы сказать: «Ура! Ликуй душа! Приблизилось то, чего я ждал в течение целого года. И Новый Год вместе с новым счастьем ворвутся в мою жизнь». Наверное нет, мне кажется, это иллюзия. Особенно, если рассуждать не о сути, а об абстракции Нового Года, которая привносит в нашу жизнь счастье само собой, а если рассуждать на тему того, как праздник делится с людьми радостным состоянием, радостным настроением духа.

Ну вот, мне кажется, что даже достаточно сложно, философично излишне на эту тему рассуждаю, но если проще говорить, если мы достигнув 31-го декабря, не приведём себя в порядок, если мы не накроем стол, если мы празднуем дома. Если мы не уберёмся в квартире, то гости, которых мы пригласили, придут и очень разочаруются. Ну допустим, у нас «шаром покати», мы встречаем их в трениках, домашней одежде, с драными коленками и они понимают, что мы их просто не ждали. Скорее всего формально они нам раскланяются, пожелают «нового счастья», но скажут: «мы пожалуй пойдём». Потому что увидят, что мы к этому не готовились.

Возьмите другую ситуацию. Допустим, я семейный человек и вижу, что мой сын растёт не героем. Он осторожен, если не сказать больше — трусоват. И вот, я как отец понимаю, что не достаточно всякий раз разрешать школьный конфликт своим присутствием. Недостаточно ходить и заступаться за своего сына перед его одноклассниками. В конце концов растёт мужчина и должен уметь постоять за самого себя. Что я делаю? Я записываю его в секцию каких-нибудь единоборств, с тем, чтобы воспитать мужественность. Но ведь очевидно, что, скажем, боксёрам или дзюдоистом мой мальчик становится не после того, как я его туда записал. Нужно на тренировки походить, нужно проявить силу духа, нужно научиться держать удар, если хотите. Только после этого что-то получится.

Да, даже если брать бытовую сферу. Мы ведь не купим утюга, прежде чем выясним какие гарантии нам предоставляет изготовитель, и только ознакомившись с этими гарантиями, мы говорим: «Да, мы согласны, мы берём, это нам подходит». Почему-то когда речь идёт о Крещении, люди по сей день считают, что это их личное дело. И Церковь, я имею в виду Церковь, как институцию, она негласно соглашается с такими представлениями. Приходят люди и говорят, что мы хотим креститься, священник говорит, что хорошо, идите оформляйте крещение, надо иметь при себе крестик, полотенце, крёстных, желательно крещёных. И вот люди, что называется «с улицы», иногда и с похмелья, в свой выходной день приходят, их крестят и после того, как их покрестили, они превращаются в церковные «мёртвые души», потому что ничего с ними не произошло. Точнее произошло всё, но их душа оказалось невосприимчивой к тому, что произошло.

Вы спросите: «А почему так? Почему, если катехизация так необходима, так догматически заповедана церкви своим основателем, почему происходит крещение без подготовки». Но история длительная. Во всяком случае, церковь древняя не предполагала возможности крестить без подготовки никого кроме нескольких категорий людей. Это смертельно больные, которые в случае выздоровления получали свою долю научения как бы задним числом. Это люди, крестившиеся по факту рождения церковных родителей. Если у моих прихожан рождается ребенок и они просят его крестить, я конечно их не научаю, по одной простой причине, они и так научены, они плоть от плоти того церковного сообщества, к которому я сам принадлежу. Поэтому здесь о научении речи не идет. И наконец, мученики – те, кто крестился в собственной крови. Это та категория людей, которая была в основном распространена в древней церкви. Конечно были новомученики 20 века, но специфика их мучений несколько иная.

Так вот, если человек скажем, римский воин, видя как умирают христиане на арене Колизея, вдруг говорил: «И я – христианин», его сразу же или через какое-то время казнили, ну, как правило, отрубая ему голову. Возможности катехизироваться и принять крещение у него не было. По сути дела человек умирал без катехизации и без крещения как таинства. Но церковь не только признавала его крещённым, но даже почитала как святого, который исповедал свою верность Христу и крестился в своей собственной крови.

Во всех остальных случаях, независимо от того – взрослый или ребенок, не зависимо от того, интеллектуал или простец, человек, принадлежащий к какому-то высокому социальному статусу или простолюдин, всех людей церковь проводила через более или менее длительную катехизацию. Но основой для этой катехизации были слова апостола Павла, сказанные на заре христианского церковного формирования. А он сказал следующее: «Помните, что я три года со слезами учил каждого из вас». То есть мы сталкиваемся с длительной катехизацией. И суть ее была не в том, чтобы предложить людям какую-то информацию, которая бы наложилась на уже существующие представления об этом мире, еще одно знание. Суть была в том, чтобы рассказав о Боге, поделиться своим опытом жизни в этом Боге.

Поэтому катехизаторы внимательно следили за тем, что происходит с душами тех, кто собирается вступить в Церковь. Во всяком случае срок катехизации мог быть сокращен, если человек уже созрел и живет вполне религиозным, вполне предан Христу. А мог быть и удлинен, если видно, что у человека возникают затруднения, если он не готов или причина, по которой он собрался принять таинство крещения носит не церковный, меркантильный характер.

А это распространено и сейчас, потому что, когда мы спрашиваем людей, зачем они собираются креститься, то часто слышим ответы, которые очень ментальны, очень вживлены в плоть современного российского общества, как бы растворены в таком витающем воздухе, коллективном сознании россиян. Зачем пришли креститься? - Ну, я – русский, мои предки жили в этой стране и были христианами, поэтому я хочу получить еще одну черту к национальной самоидентификации, я тоже хочу быть русским, до конца, в полноте. Но совершенно очевидно, что это ошибочный посыл, потому что церковь по выражению того же апостола не знает ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужского пола, ни женского. Конечно, национальности сохраняются, но они не приближают ко Христу. Человек ближе к Богу не в меру своей национальности, половых различий или социального статуса, а в меру своей преданности, верности. Вот только этот критерий делает человека церковным христианином и вообще сыном или дочерью божьими. Поэтому вот этот критерий он отпадает.

Но другие говорят о том, что болею я или болеет ребенок, поэтому надеемся, что крещение поможет. Мы видим здесь желание использовать Бога для того, чтобы решились какие-то проблемы, в данном случае физиологические. Есть тот же самый способ, решить проблемы социальные. Зарплату не выплачивают, значит я – неудачник, на мне клеймо проклятия. Крещусь и все пойдет как по маслу, да нет же. Очень часто, после крещения дьявол обрушивает на человека всю зависть, всю злобу, чтобы дать ему понять. Видишь, ты крестился, тебе стало только хуже. Но человек в этом искушении, преодолевая себя становится только крепче, его верность Богу проверяется этим испытанием. Поэтому те, кто крестился, чтобы удача стала изливаться с небес как этого не было до крещения, те конечно глубоко заблуждаются.

Но и масса других, в том числе и магических посылов. Люди хотят получить телохранителя, видимо путая его с ангелом-хранителем. И все это Церковь должна отсекать и всегда отсекала. К сожалению сейчас, когда катехизация не происходит, представления, мотивы, по которым люди пришли и желают принять таинство крещения так и остались их собственностью. Какими они ушли, такими и остались. Хорошо, если священник скажет еще несколько слов по ходу крещения или после него, а если нет. С чем пришел, с тем и остался. Хотя таинство совершено, оно является действенным и действительно.

И вот, чтобы этого не было, мне кажется не имея возможности в современных условиях везде совершать древний принцип о длительной подготовке или длительной катехизации, мы обязаны на местах не со страха, а за совесть крестить людей, исполняя Божью заповедь с предварительной подготовкой. Но это опять не устраняет дилемму, почему получилось так, что людей перестали готовить, если в древней Церкви это было. Но по разным причинам. В Византии это произошло где-то к шестому веку, потому что все общество сделалось христианским. Сама жизнь стала заменять катехизацию. Нечто подобное наблюдалось в древней Руси, которая приняла веру от Византии. Хотя конечно там с катехизацией особо не возились, отсюда наше пресловутое двоеверие – Русь крещена, но не просвещена.

Но самый трагичный период, это конечно период советского семидесятилетия, когда на огромном пространстве исчезли не только потенциальные катехизируемые, но и катехизаторы. Людей просто уничтожали за всякую попытку проповедовать слово Божье, готовить людей к вступлению в церковь так как это заповедано Иисусом Христом. И поэтому сложилась традиция, которую можно было бы назвать крещение людей страха ради смертного от тех самых больных. То, что действительно, когда человек был болен, его крестили, если он выздоравливал, его задним числом оглашали. А в советское время это стало распространенной практикой. Людей, приходящих для крещения самих себя или своих детей крестили по формуле страха ради смертного. Не в том смысле, что крещение было сокращено как над больным человеком. А в том смысле, что им отказывали в катехизации. И это было связано с тем, что, малейшая попытка катехизировать жестко преследовалась властями.

Ну вот например моя мать, я все время об этом рассказываю, чтобы не предоставлять в церкви в регистрационном помещении своих паспортных данных, а именно этого требовал уполномоченный по делам религии от всякого человека, который приходил креститься. Она поехала в другой город. Компьютерной системы не было, поэтому можно было креститься по паспортным данным в другом городе, но тебя в твоем городе не преследовали. Уполномоченный занимался только своим городом. И вот это показывает, через что люди проходили. И это была значительная жертва, человек ставил себя под удар, свое материальное благополучие, подчас свободу, ставил под удар священника, который в общем-то решался крестить не старушку и ее внучка, а взрослого и деятельного человека, но скажем так, полноценного гражданина советской родины.

Поэтому все это приводило к такому не очень массовому, но постоянному крещению людей без всякой подготовки. И когда разразилась перестройка, церковь русская православная стала перед дилеммой - как быть. Ведь сейчас нет никаких препятствий для того, чтобы людей вводить в свое естество, внутрь самого себя по той формуле, которая изложена Спасителем и практиковалась в древности. Как быть?

И вот выяснилось, что за десятилетия безбожной власти в стране, церковь, приученная к миссионерскому и катехизическому безмолвию просто не смогла в достаточном количестве выделить из самой себя тех людей, которые могли бы на достойном и должном уровне рассказывать людям элементарные вещи. В церкви просто не нашлось кадров. А когда эти кадры все-таки стали находиться, то возник конфликт между людьми, привыкшими крестить по-старинке, что называется по первому обращению с теми, кто все-таки настаивал на том, что катехизировать нужно.

Я не забуду разговор почтенного маститого священнослужителя, отца протоиерея, который упрекал молодого священника недавно пришедшего в церковь, принявшего сан, загоревшегося миссионерской катехизической благотворительной деятельностью. Он упрекал его за то, что он, простояв 50 лет перед престолом не мог и помыслить о том, что человека, пришедшего в церковь нужно перед крещением еще к чему-то готовить. На что этот молодой священник смиренно, но обстоятельно достаточно аргументированно возразил: «Да, в советское время сам приход уже был жертвой, а сейчас когда от человека этой жертвы не требуется, отказывая людям в катехизации, мы на самом деле умножаем церковные болезни». Потому что в период богословского упадка, жесткого давления советской системы на церковную организацию не должен стать периодом новой традиционности, а именно и так происходит по сей день.

Поэтому вы можете встретить храмы, где катехизируют, их кстати немного и там число прихожан только растет. Потому что люди сознательно принявшие веру предпочитают не увлекаться Богом, а оставаться с ним, в его Церкви. И число храмов, где не падает церковный доход за счет крещений, потому что они крестят всех по первому обращению, но не растет число сознательных прихожан, потому что эти люди с чем пришли, с тем и ушли. Ничего не изменилось.

И вот этот феномен церковных мертвых душ, которые во всех статистических опросах свидетельствуют о том, что они православные христиане, но жизнь которых христианской не может быть названа ни в коей мере, он вызывает трагическую болезненную ситуацию и в церкви вообще и в российском обществе в целом. Чтобы это преодолеть, мне кажется нужно просто последовательно совершать то, что нам заповедано.

Вот сейчас широко дискутируется вопрос об образовательной деятельности русской православной церкви в светской школе – программы, круглые столы, конференции. Я ничего не имею против, но мне кажется, что мы достигли бы не худшего, если не лучшего результата, если бы с самого начала, то есть после начала перестройки стали бы крестить с необходимой предварительной подготовкой. Потому что люди приходили бы, либо сами желающие принять таинство крещения, либо желающие крестить своих детей и проходили бы через эту подготовку.

Конечно, какая-то часть и тогда бы отсеивалась, может бы и отказалась бы от крещения, понимая на каком-то этапе, что ему это просто не надо. Но зато те, кто остался бы, они конечно составили бы ядро. Ни какую-то маргинальную часть современного российского общества – 3-4 процента, все-таки такое значительное христианское ядро, влияющее на общественную жизнь. Этого нет, поэтому повторяю, внешние процентовки очень обнадеживают, удовлетворяют. Ох, как много в этой стране православных христиан. А реальность оказывается куда более плачевной.

Поэтому, повторяю, катехизические схемы и в древней церкви и сейчас могут быть разными. Одного не должно быть - крещения без катехизации. А это происходит. Священники по старинке крестят, привыкнув к этому. Священники выискивают объяснения, которые предполагают возможность покрестить не больного взрослого человека без катехизации, объясняя это такими вольно искусственно подогнанными евангельскими текстами. Вот Христос сказал, если не крестишься, не наследуешь царства небесного. Поэтому боюсь греха, вдруг этот человек умрет некрещеным хотя просил о крещении, а я его не покрестил. Как быть в этом случае? Боюсь ответственности. Что я скажу Богу? Но я всегда возражаю и говорю: «Ты боишься одной ответственности, одного греха и игнорируешь другую ответственность, потому что нельзя из Евангелия выдергивать одни фразы, игнорируя другие. Потому что, тот же, кто сказал рождение от воды и духа, как условие наследования царства небесного, тот же сказал и об условии необходимости подготовки.

Поэтому должен быть такой вполне оправданный разумный синтез. И в общем-то вот это такая коротенькая история, которая важна вообще и в русской специфики в частности, она приводит нас к размышлению, касающемуся необходимости каждому священнику исполнить свой христианский долг. Поэтому, когда мне говорят: «Что же Вы, осуждаете других священников, которые крестят без катехизации?». Я говорю: «Нет, не осуждаю. Но мне перед Богом отвечать за тех, кого я ввел в Церковь, за тех, кого я крестил, поэтому я это буду делать несмотря на то, что мои собратья не всегда поддерживают, иногда принципиально. Я считаю эту принципиальность мнимой, поэтому на нашем приходе будет крещение с катехизацией».

Мне кажется сейчас достаточно благоприятная ситуация, потому что уже и священноначалие всячески поддерживает рядовое духовенство, которое на свой страх и риск, уже 20 лет катехизирует. Поэтому дело только во времени и здесь больше всего меня обнадеживает, что хотя второе крещение Руси после перестройки и не состоялось, всегда приходят люди, которые заново, по-второму разу уже будучи крещенные сами возвращаются в церковь и могут получить недополученную катехизацию по одной простой причине – они пришли крестить своих детей в качестве крестных, в качестве родителей. Почему? Потому что детей учить нечему, они крестятся по мере физических и духовных родителей и вот здесь самый повод, самый момент предложить им то, что они не дополучили.

Ну вот давайте на этом общее вступление сегодняшнее наше закончим и в следующий раз уже перейдем непосредственно к методологии катехизации, к одному из ее вариантов. Спасибо за внимание.



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar