Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ГАТЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
СОСНОВОБОРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье - Храмовая икона
Приход Храма Святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье
188532, Ленинградская область, Ломоносовский район, посёлок Лебяжье, ул. Лоцманская д.36
ГЛАВНАЯ

Александр Глебов. Беседа 19. Притчи. Часть 2


Ссылка на беседу в VK: https://vk.com/video-10389091_456239973

Ссылка на беседу в YouTube: https://youtu.be/30dM6TxTrsE

Ссылка на файл беседы в формате MP3: https://doroga.knebu.org/knebu/mp3/019_Aleksandr_Glebov_istoriya.mp3


Здравствуйте, дорогие братья и сёстры! На прошлой лекции мы начали разговор о Евангельских притчах. Я говорил о том, что содержание притч затрагивает четыре основные темы, каждая из которых разъясняет важные факты, без которых невозможно достижения Царствия Божия. Мы уже коснулись одной из четырёх тем, и разобрали некоторые притчи, раскрывающие нам природу Бога. Это такие притчи, как о заблудшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне, о работниках в винограднике, и некоторые другие.

Вторая тема притч – это Царствие Божие и личность. Путь обретения Царствия Божия, о котором говорил Христос, не только дарит нам преимущественные знания о Боге и вводит нас в личные отношения с Богом, как с Отцом, но налагает на нас и ответственность. Ряд притч Христа подчёркивают требования к Его последователям. В начале Евангелия от Марка основной центр учения Христа суммирован в призыве «покайтесь и веруйте в Евангелие». И многие притчи, рассказанные Христом, подчёркивают важность обращения от греха, то есть покаяния, чтобы достичь спасения. Например, притча о блудном сыне, о которой мы уже говорили, подчёркивает не только великодушие и любовь Бога, как Отца, но не менее важно, что она говорит, что сын осознал свой грех и решил изменить свою жизнь.

Вообще, покаяние никогда не было популярной идеей среди иудеев. Потому что оно требовало признания того, что человек не прав, а это, в свою очередь, означало известную потерю лица, потерю нравственной уверенности в себе. Но Христос утверждает, что те, кто на это не готов, никогда не смогут иметь живые отношения с Богом. О чём совершенно ясно говорит притча о мытаре и фарисее. Зачитаю её:

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Когда мы слышим эту притчу, то первое, что приходит в голову, это то, что фарисей вышел из храма осуждённый. Но Евангелие не говорит, что он вышел осуждённый. Евангелие говорит, что он вышел менее оправданный. Его было не за что осуждать, поскольку фарисей был действительно человеком праведным. Но, с другой стороны, в чём его можно оправдывать? В чем Бог может оправдывать человека, не осознающего свою греховность, а сознающего только свою праведность. Когда мы слышим молитву этого фарисея, то поражает слишком много расчётов - пощусь два раза в неделю, отдаю десятую часть. Разве с математическими выкладками такого рода надо стоять в храме? Перед лицом Божьим разве не знал этот фарисей слова царя и псалмопевца Давида «да не оправдится пред Тобою всяк живый»? Конечно, знал, и человек он был благочестивый, пускай по своему, пускай внешне, но благочестивый. И Господь его не за это менее оправдывает. Он оправдывает фарисея менее по сравнению с мытарем за то, что тот не стяжал в себе самого главного. Он не стяжал в себе того, к чему сводятся все правила внешнего благочестия – он не стяжал в себе любящего сердца. Значит, человек самозамкнулся в самодовольствии и остановился в своём духовном развитии.

Большинству из нас не грозит превозношение своими подвигами, пускай даже внешнего благочестия. Сегодня люди часто вообще пренебрегают всем этим и говорят, что главное, чтобы Бог был в душе. Правда, я не могу этого понять - как может быть Бог в душе, когда человек не призывает Его туда молитвой? Когда он не подготавливает почву души для Его принятия? Бог в душе - это цель христианской жизни, это вершина жизни. Когда апостол Павел писал о себе, что "живу уже не я, а во мне Христос", то это соответствовало истине. Но когда человек, не знающий как перекреститься, объявляет, что Бог у него в душе, то он, скорее всего, не понимает, о чём он говорит. Поэтому не стоит доверять людям, которые говорят, что они духовно постятся, духовно молятся, при этом не ходя в Храм, не причащаясь, не очищая душу покаянием; не может там быть подлинно духовной жизни.Но надо всегда помнить о приоритетах, что чему предшествует, и что чему подчинено. Значит наш пост, молитва, доброделание призваны к обновлению человека, к преображению его души и приближению человека к Богу. Вот в чем мораль притчи о мытаре и фарисее.

Покаяние и прощение – это не итог, а только начало жизни человека по воле Божией. Многие протестантские конфессии воспринимают покаяние как единичный акт перехода от неверия к вере. Это не правильно. Через покаяние мы вступаем в жизнь, которую направляет и контролирует Бог. От этого надо безоговорочно и полностью принять Божие руководство в нашей жизни, принять Его власть. Принять также доверчиво, как принимают дети. Христос говорил: "...кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдёт в него...". Такие люди должны служить Богу, как своему единственному Господину, вплоть до того, чтобы представить Ему полный контроль над своей жизнью. Те, кто на это готовы, должны сделать для себя следующие выводы в повседневной жизни.

Первое: те, кто действительно ищет Царствие Божие, а не делает вид, что его ищет, должны быть гораздо более озабочены о том, что о них думает Бог, нежели о том, что о них думают другие люди. Они не должны вести себя на показ, так, чтобы другие видели, какие они благочестивые и прославляли их за это. Они должны поститься, молиться и совершать добрые дела тайно, и "Отец твой, видящий тайное, воздаст тебя явно". Ищущие Христа должны служить Богу в духе той вдовы, которая тайком положила в корвану, то есть в ящик для подаяния на храм, свои последние монеты.

Второе: принимающие Божие руководство своей жизнью должны действовать ответственно, ответственно используя Божии дарования; помня, что те дары, которые Господь даёт человеку, человеку не принадлежат. Каждый из нас должен будет дать ответ, как он распорядился Божьим даром. Его надо будет вернуть преумноженным, с процентами, о чем говорят притча о талантах, притча о десяти минах.

И третье: приоритет интересов человеческой жизни должен состоять в познании Бога и Его путей. Две из самых кратких притч это иллюстрируют: это рассказы о спрятанном сокровище и о жемчужине. Человек, нашедший поле с сокровищем, должен, не колеблясь, продать все своё имение и купить это поле. Или, если купец ищет жемчуг, то найдя особо ценный экземпляр, он пожертвует всем, чтобы приобрести его. Так и ради обретения Царства Божия стоит пожертвовать всем остальным. Это должна быть высшая ценность человеческой жизни и человеческих устремлений.

Третье направление евангельских притч можно обозначить как Царство Божие и община. Было бы не верно думать, что весть Христа ограничена чисто личным, индивидуальным аспектом религиозной жизни. Значительная часть Его притч касается отношения людей друг с другом и с миром в целом. Так, в притче о немилосердном заимодавце, Христос утверждает, что Бог поступит с нами так, как мы поступаем с другими людьми, поскольку заповедь о любви к ближнему равнозначна заповеди о любви к Богу. А это означало, что принимающие Божие руководство в жизни, должны поступать так, как и Отец их небесный. А как поступает Бог мы видели из других притч, например, о блудном сыне, о заблудшей овце, о потерянной драхме и других.

Поэтому последователи Христа должны не только строить свои отношения с Богом, не только знать Его как Отца, но должны относиться друг к другу как братья, быть соединёнными в общину общего служения, в общину взаимной любви. Но любовь невозможна без помощи друг другу, без реального участия в проблемах других людей. Это участие должно проявлять себя не только словом, но и делом. И о том, насколько наше отношение к людям определит отношение к нам Бога, мы видим на примере притчи о богатом и Лазаре. Вообще, теме богатства, теме соотношения материальных благ с духовной жизнью особо много места уделяется в Евангелии от Луки. Я уже говорил, что Лука писал Евангелие для некоего Феофила; поскольку он называет его "достопочтенным", то, видимо, Феофил был человеком знатным и богатым. И, наверное, для Феофила, когда он принял крещение, стал вопрос: как соотнести свою новую веру с её устремлённостью в Царство Небесное с тем, видимо, немалым материальным состоянием, которым он обладал. Не является ли богатство препятствием на пути его духовного развития? Поэтому, назидая Феофила, пытаясь разъяснить ему как правильно надо воспринимать материальные блага, евангелист Лука, и только он, приводит в своём Евангелии несколько притч о богатстве, о его воздействии на духовный мир человека. К таким рассказам относятся притча о безумном богаче, притча о неверном управителе, притча о богатом и Лазаре. Давайте поговорим о притче о богатом и Лазаре, это интересная притча, я прочитаю её:

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы смочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Почему после смерти богатый оказался на месте страдания, а нищий Лазарь – на лоне Авраама, месте блаженства? Мне, да и, наверное, многим из вас, приходилось слышать различные рассуждения по этому поводу. Некоторые рассуждают,что у людей в этом мире разная судьба: кто-то богатый, кто-то бедный, кто-то здоровый, кто-то больной, одни люди счастливы, другие нет. Так вот: кто в этой жизни был богат и счастлив, тот будет страдать в вечности, а кто страдал на земле, то в вечности будет наслаждаться небесными благами. Может быть кому-то из униженных и обездоленных такое богословие покажется привлекательным; только это абсолютно неверный взгляд на вопрос. Если человек нищий и больной, то это его несчастье, но это не факт, что после страданий своей жизни он наследует райские кущи. Если человек здоров, богат и счастлив, то это не повод говорить о его вечной погибели.

Достаточно открыть церковный календарь и посмотреть, кого Церковь прославляет во Святых. Там что, одни нищие и убогие? Нет, среди Святых очень много людей богатых и знатных. Это и византийские императоры, и русские князья, и архиереи, и просто богатые люди. И они, говоря языком притчи, на лоне Авраама. А нищета – это что, путь ко спасению? Посмотрите на бомжей, многие ли святости вы там найдёте? Грязь и ужас; безобразие внешнее и безобразие внутреннее. Ад, который начался уже на земле. Значит, богатство само по себе не пагубно, как и не спасительна сама по себе бедность, нищета. Богатый из притчи не потому оказался в аду, что был богат, а потому что он не видел чужого горя. Он каждый день проходил мимо нищего Лазаря, и ему ничего не стоило помочь ему: накормить, дать команду своим слугам, чтобы ему перевязали раны, и так далее. Но его человеческое горе не интересовало, его интересовало только собственное удовольствие. И как он поступил с человеком, с образом Божьим, так и Господь поступил с ним. Вот в чем основной смысл этой притчи.

Наконец, ряд притч говорят о втором пришествии и о суде. Это будет время, когда Бог утвердит Свою власть и Своё Царство видимым образом. Это будет великий день расплаты, когда те, кто служат Богу, будут отделены от тех, кто Ему не служил или делал только вид, что служил. Это основной урок притч о неводе, о пшенице и плевелах и о Страшном Суде. Пожалуй, самая известная из них - притча о Страшном Суде, давайте поговорим о ней.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберут пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по Свою правую сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по Его правую сторону: приидите, благословенные Моего Отца, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в тюрьме был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя голодным, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в тюрьме, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих Моих меньших братьев, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, уготованный дьяволу и ангелам его: ибо Я был голоден, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в тюрьме, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в тюрьме, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне. И пойдут эти в вечные муки, а праведники в вечную жизнь».

Согласно хронологии Евангелия от Матфея притча о Страшном Суде - это последнее поучение Господа, преподанное ученикам. Далее следует заговор иудейских старейшин, взятие под стражу и история страданий. Последнее, что поведал Господь в форме притчи - это притча о Страшном Суде. Завершающее слово всегда несёт в себе исключительное содержание; оно подводит итог и вычленяет главное из того, что было сказано ранее. Краеугольным камнем проповеди Христа был призыв к исполнению заповеди о любви.Притча, которой Господь завершает Свою проповедь, свидетельствует о значении этой заповеди, проявляющей себя в делах милосердия (посетил, накормил и так далее). От исполнения или неисполнения этой заповеди напрямую зависит загробная участь каждого человека.

Притча о Страшном Суде, как и любая другая евангельская притча, описывает всё в образах, понятных для современников Христа. Господь уподобляет Своё второе пришествие с торжественным выходом земных царей в окружении свиты. Овцы здесь представляют праведников, так как в библейской символике они часто служат образом невинности, кротости, принадлежности к народу Божьему; а козлища – это осуждаемые, поскольку козлища служат образом недобрых нравственных качеств. Овцы и козлища пасутся вместе, но к вечеру пастух разводит их по разным загонам, отделяя одних от других. Овцы будут поставлены по правую руку, так как правая сторона всегда считалась почётной, она назначалась людям самым близким, а козлища – по левую сторону, менее почётную, означающую, в данном случае, место осуждаемых. Слова Христа показывают, что Страшный Суд для многих станет моментом прозрения. Те, кто был уверен в своём спасении, вдруг, окажутся осужденными, а те, которые, может быть, и не встретили Христа в земной жизни ("когда мы видели тебя?"), но были милосердными к своим ближним, окажутся спасёнными.

В притче о Страшном Суде Царь не спрашивает людей о многом, чему мы склоны предавать основополагающее значение в религиозной жизни: пост, молитва, посещение храма. Но Он спрашивает, как они относились к своим ближним, как Он их называет, "меньшим братьям". Дела милосердия, совершенные или несовершенные человеком в жизни, оказываются главным критерием на суде.

Страшный Суд будет проводиться над всеми - как верующими, так и неверующими, как христианами, так и нехристианами. Но, если христиане будут судиться по Евангелию, то неверующие – по закону совести, "написанном в их сердце", как говорит апостол Павел. Впрочем, в Новом Завете есть указание на то, что все люди предстанут на суд со слышавшими Благовестие Христа, даже те, которые не знали Христа в земной жизни. Апостол Петр говорит о том, что Христос после Своего Воскресения сходил в ад и проповедовал там грешникам: "Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наша, Праведник – за неправедных, был умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темницах духам, сойдя, проповедовал" (1 Петр. 3; 18-20). В этих словах апостол Петр в какой-то степени даёт ответ на вопрос о том, возможно ли спасение для некрещенных и неверующих людей. Конечно, Церковь твердо верует, что вне Христа, вне крещения и вне Церкви спасение невозможно, но как может быть осужден тот, кто вообще не слышал Евангелия. Климент Александрийский пишет: «Предположите, что умершим до пришествия Господня Евангелие не было проповедано, тогда выйдет, что как спасение их, так и осуждение - суть дело вопиющей несправедливости». Действительно, как-то странно получается: если человек не слышал Евангелия, жил в совершенно иной культуре - и из-за этого он уже будет осуждён? Ответ может быть только один: кто на земле не знал Христа, встретит Его в вечности, так как и в аду слышна проповедь Евангелия. Тот, кто сознательно отверг Христа и Его проповедь, будь то в земной жизни или в жизни вечной - делает выбор в пользу дьявола, и сам является виновником собственного осуждения. Как говорит Иоанн Богослов: "Неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия". Поэтому, Христос и благовествует во аде, чтобы каждый созданный Им человек мог сделать выбор в пользу добра или зла, и, в соответствии с этим выбором, или спастись или быть осужденным.

В других притчах второе пришествие изображается как пир. "Пир" по-гречески значит "симпозиум", и буквально переводится как "совместная выпивка". Но это не то, что мы думаем. "Симпозиум" здесь, в нашем понимании, означает "учёный диспут". Учёный диспут в Греции назывался пир, или симпозиум. Пир воспринимался как высшее благо. Древние люди воспринимали как высшее благо, как наслаждение, именно интеллектуальное общение. Речь на пиру шла не о всякой чепухе. Такие произведения, как "Пир Платона", или "Пир Ксенофонта", показывают о чём говорили на пирах: о вещах возвышенных, о религии, о философии, о смысле жизни. Это был духовный пир. Выпивка, конечно, присутствовала, но никто не напивался, вели себя прилично.

На пиру могли быть люди как приглашенные, так и неприглашенные. Разница была в том, что приглашенные возлежали за столом, ели, пили, их обслуживали официанты (официанты, обслуживающие столы, назывались "диаконы"). А неприглашенные не возлежали за столом, и их не кормили; они сидели отдельно в сторонке и слушали, о чем говорят люди за столом. Почему мы часто встречаем в Евангелии, что фарисеи упрекали Христа за то, что Он ест и пьёт с мытарями и грешниками. Фарисеи не были приглашены, но они приходили сами, рассаживались и слушали, о чём говорит Христос на пиру с теми людьми, которые, по мнению фарисеев, были на дне иудейского общества. В 1-ой Главе Первого послания к Коринфянам апостол Павел риторически спрашивает: "Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего?". Так вот, совопросники - это те, кто пришёл без приглашения и слушал. Но иногда хозяин и им давал слово.

Образ пира очень часто использовался иудеями для грядущего мессианского века: когда придёт Мессия, то Он устроит большой пир. И Христос часто говорит о Царстве Божием как о пире. Но образы Христа явно показывают, что на пир будет допущен не каждый. Например, притча о брачном пире настаивает на том, что те, кого принято считать благочестивыми вовсе не примут в нем участие, а принимающие участие в радостях пира скорее придут с улиц, нежели из святилищ.

В Евангелии от Матфея делается большой акцент на той ответственности, которую несут все, претендующие быть народом Божьим. Поскольку никто не знает ни дня, ни часа, когда это произойдёт, мы должны быть в состоянии постоянной готовности, подобно подругам невесты, ожидающим жениха на свадьбу, о чем говорит Господь в притче о десяти девах.

Пожалуй, это и есть все основные направления и основные темы евангельских притч. На этом мы заканчиваем наши беседы о притчах. Храни вас всех Господь. Досвидания!



© 2003-2024 ПМРО "Приход храма святителя Николая Чудотворца п.Лебяжье"
Разработка сайта - интернет-служба ITStar